Легендарные авиаконструкторы России
24.05.2024 г. - 25.06.2024 г.
Холл 2-го этажа ГПНТБ России
Выставка «Легендарные авиаконструкторы России» - это галерея портретов и судеб людей, создавших авиационный образ нашей страны: А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин, П. О. Сухой, Н. Н. Поликарпов, В. М. Петляков, С. А. Лавочкин… В изданиях, представленных на выставке, рассказывается о жизненном и творческом пути конструкторов, их стойкости и самоотверженном труде в разные периоды истории нашей страны, о работе конструкторских бюро, возглавляемых ими, об успехах и неудачах в создании новой авиатехники. В материалах выставки представлены уникальные фотографии и документы. Особый интерес для читателей могут представлять воспоминания коллег, работавших рядом с этими выдающимися авиаконструкторами.
С материалами выставки можно ознакомиться в холле 2-го этажа основного здания библиотеки с 24 мая по 25 июня 2024 года. По окончании срока экспонирования выставки Вы можете оформить предварительный заказ заинтересовавшего Вас печатного издания из списка, кликнув кнопку «ЗАКАЗАТЬ». Для заказа необходима авторизация в Личном кабинете читателя. С изданиями Вы можете работать в читальном зале, выбранном Вами при оформлении заказа.
Если у Вас есть вопросы по использованию печатных изданий, представленных на выставке, обращайтесь по телефону: 8(495) 698-93-07, электронной почте: sbz@gpntb.ru или в чат на главной странице сайта библиотеки.
Для чтения электронных изданий, представленных на выставке, необходима авторизация. С условиями доступа можно ознакомиться в Личном кабинете в разделе «Лицензионные ресурсы».
Разделы выставки:
Авиационные конструкторы. Лица и судьбы
Самолёты. История создания
35. Александров, А. О. Аппараты Щетинина и Григоровича / А.О.Александров. - СПб. : [б. и.], 1998. - 111 с. : ил. - (Воздушные суда Российского Императорского флота 1894-1917 гг. ; т.1). - Тираж Не указ. - ISBN 5-88925-038-8 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Первый том серии "Воздушные суда Российского императорского флота 1894-1917 гг." рассказывает о крылатых аппаратах известных деятелей отечественной авиации С. С. Щетинина и Д. П. Григоровича, а также содержит сведения о принадлежащих им самолетостроительных заводах. В книге отражено настойчивое стремление командования военно-морских сил России обеспечить флотскую авиацию техникой российского производства, дана достаточно полная картина взаимоотношений между государственным заказчиком и частными предпринимателями. Впервые представлена подробная информация о количестве заказанных и построенных аэропланов, их характеристиках, вооружении, оборудовании и боевом использовании. Книга хорошо иллюстрирована, включает в себя материалы справочного характера и будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся историей техники, промышленности и военного дела.
|
36. Александров, А. О. Самолеты отечественной конструкции / А.О.Александров. - СПб. : [б. и.], 1996. - 136 с. : ил. - (Воздушные суда Российского Императорского флота 1894-1917 гг. ; т.2). - Тираж не указ.Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Второй том содержит сведения о морских аэропланах заводов А. А. Анатра, "Дукс", Ф. В. Эбергарда, В. А. Лебедева, Ф. Мельцера, а также морских аэропланах Русско-Балтийского вагонного завода, Балтийского и Ижорского заводов и фирмы "Самолет".. В издание вошли нереализованные проекты отдельных изобретателей.
|
37. Антонов, О. К. Планеры. Самолеты / О.К.Антонов. - Киев : Наук. думка, 1990. - 504 c. : ил. - 8500 экз. - ISBN 5-12-000872-0 : 4 .70 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: В творческом наследии выдающегося авиаконструктора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии УССР в области науки и техники заслуженного деятеля науки УССР, академика О. К. Антонова прослеживаются два направления: планеры и самолеты. В первой части "Планеры" приведена теория полета на безмоторных аппаратах, рассмотрены вопросы их проектирования, постройки и эксплуатации, показано развитие спортивного планеризма в стране. Во второй части "Самолеты" дан анализ вопросов безопасности, долговечности и экономичности самолетных конструкций, приведены рекомендации по применению новых материалов и техпроцессов, промышленного дизайна и эргономики, прослежена история создания "Анов". Публикуются схемы и характеристики летательных аппаратов, спроектированных под руководством О. К. Антонова. Для специалистов и всех, кто интересуется историей отечественной науки и техники.
|
38. Бедретдинов, И. А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25 : к 100-летию со дня рождения П.О.Сухого / И.А.Бедретдинов. - М. : Фирма "Р-Мажор", 1994. - 242 c. : ил. - (Золотая серия ; вып.1). - 10000 экз.Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: В книге рассказано полная история создания самолета-штурмовика ОКБ П. О. Сухого Су-25. Имеется информация о всех модификациях. Помещен материал об использовании самолета в боевых действиях, в том числе в Афганистане. Книга имеет анализ современной штурмовой авиации, в ней также дано полное техническое описание серийного самолета, имеется серьезный материал по боевой живучести. Издание иллюстрировано большим количеством фотографий и вариантов окраски, а также содержит чертежи самолета в масштаба 1:72, графики, таблицы.
|
39. Болховитинов, Виктор Федорович. Пути развития летательных аппаратов / В. Ф. Болховитинов. - Москва : Оборонгиз, 1962. - 129, [2] с. : ил. - Библиогр. в конце кн. (28 назв.). - 4800 экз.Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: В книге кратко изложена история развития летательных аппаратов. Проанализированы причины, определявшие возникновение и отмирание отдельных образцов, а также скачки и повороты в процессе развития данного вида техники. Показано, как применялись летательные аппараты, как использовала техника достижения науки, какие требования к технике и науке выдвигала практика применения и как в результате их взаимодействия шло развитие летательных аппаратов. Книга рассчитана на широкий круг инженерно-технических работников, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией летательных аппаратов.
|
40. Гагин, В. В. Самолеты Воронежского авиазавода / В.В.Гагин. - Воронеж : НПП "Траст", 1996. - 88 c. : ил. - (Россия, проснись ; вып.2). - 10700 экз.Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Эта книга рассказывает о более чем 60-летней истории Воронежского авиационного завода, ныне ВАСО. Коллектив объединения заложил фундамент авиационной отрасли России, производя как боевые самолёты для обороны страны, так и тяжёлые пассажирские авиалайнеры. Воронежский авиационный завод - крупнейший завод в Европе, на протяжении всей своей истории имел основной профиль своей деятельности - производство тяжёлых и дальних бомбардировщиков. Таким образом, это издание посвящено как истории Воронежского авиазавода, так и советской тяжёлой авиации.
|
41. Егоров, Ю. А. Аннотация: Двухтомный труд представляет собой технико-историческое исследование деятельности Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина за 85 лет его работы. Речь идет о талантливых создателях самолетов «Ил», их стойкости и самоотверженном труде в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы, в годы, незаслуженно называемые «годами застоя», и в настоящее время. Отдана дань уважения героическим подвигам летчиков, штурманов и воздушных стрелков, воевавших на самолетах «Ил» и внесших значительный вклад в обеспечение победы советского народа над врагом. Рассказано о создании, эволюции и основных этапах применения самолетов марки «Ил» как военного, так и гражданского назначения. Проанализированы особенности конструкций, компоновочных и силовых схем, летно-технические и эксплуатационные характеристики этих машин. Книга адресована работникам авиационной промышленности, молодому поколению авиастроителей, ветеранам и всем интересующимся историей отечественной авиации. Она призвана воспитывать патриотизм и гордость за достижения отечественной авиации. Может быть использована в качестве учебного пособия для студентов авиационных вузов.
|
42. Егоров, Ю. А. Аннотация: Двухтомный труд представляет собой технико-историческое исследование деятельности Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина за 85 лет его работы. Речь идет о талантливых создателях самолетов «Ил», их стойкости и самоотверженном труде в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы, в годы, незаслуженно называемые «годами застоя», и в настоящее время. Отдана дань уважения героическим подвигам летчиков, штурманов и воздушных стрелков, воевавших на самолетах «Ил» и внесших значительный вклад в обеспечение победы советского народа над врагом. Рассказано о создании, эволюции и основных этапах применения самолетов марки «Ил» как военного, так и гражданского назначения. Проанализированы особенности конструкций, компоновочных и силовых схем, летно-технические и эксплуатационные характеристики этих машин. Книга адресована работникам авиационной промышленности, молодому поколению авиастроителей, ветеранам и всем интересующимся историей отечественной авиации. Она призвана воспитывать патриотизм и гордость за достижения отечественной авиации. Может быть использована в качестве учебного пособия для студентов авиационных вузов.
|
43. История истребительной авиации с 1916 по 2016 год : к 100-летнему юбилею истреб. авиации России / Е. С. Полунин [и др.] ; Воен.-воздуш. акад. им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. - Воронеж : Науч. кн., 2017. - 396 с. : ил. - Библиогр.: с. 394-396 (107 назв.). - 100 экз. - ISBN 978-5-4446-0947-7 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: Временем зарождения истребительной авиации стала Первая мировая война. После Революции советские власти форсировали развитие отечественного самолетостроения. Хотя авиаконструкторы гитлеровской Германии по некоторым направлениям опередили свое время, все же советская истребительная авиация в ходе войны доказала свое превосходство. После войны конструкторскими коллективами "МиГ", "Як", "Су" разработаны одни из самых совершенных в мире истребителей. потрясения 1990-х гг. крайне отрицательно сказались на нашей истребительской авиации, однако с начала 2000-х гг. государство возрождает отечественные ВВС, которые, без сомнения, ожидает блестящее будущее. Книга будет интересна как специалистам по вопросу, так и широкому кругу читателей.
|
44. Котельников, В. Р. Бомбардировщик ТБ-3. Воздушный суперлинкор Сталина / В. Р. Котельников. - М. : Яуза, 2008 (Можайск). - 143 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 143. - 3500 экз. - ISBN 978-5-699-31012-8 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Наверное, всем памятна потрясающая сцена из романа "Живые и мертвые" и одноименного фильма, в которой немецкий истребитель легко, всего за пару минут, сбивает целое звено наших бомбардировщиков ТБ-3. Именно после этой кинокартины утвердилось представление о тяжелом бомбардировщике Туполева как о крайне уязвимой, неповоротливой, тихоходной и безнадежно устаревшей машине. На самом деле, такое мнение верно лишь отчасти. К началу Великой Отечественной войны ТБ-3 действительно устарел. Но в середине 30-х годов этот четырехмоторный цельнометаллический гигант считался чудом своего времени. Ни одна страна мира тогда не имела на вооружении ничего подобного, а над Красной площадью в дни праздников проплывали сотни таких машин. Эти гиганты по праву называли воздушными кораблями и даже "воздушными линкорами". ТБ-3 - такой же символ тридцатых годов, как "тридцатьчетверка" - символ Великой Отечественной. Менее известно, что в качестве ночного бомбардировщика "устаревшие" ТБ-3 применялись до конца 1943 года, принимали участие в Сталинградской и Курской битвах. В этой книге ведущий историк авиации впервые подробно исследует историю создания ТБ-3 (АНТ-6), его серийного производства, постепенного совершенствования и развития, а также эксплуатации в ВВС РККА и боевого применения этих машин в Китае, на Хасане и Халхин-голе, в советско-финской и Великой Отечественной войне. Книга проиллюстрирована большим количеством редких фотографий, многие из которых публикуются впервые.
|
45. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск знакомит с Ла-7, одним из лучших истребителей Великой Отечественной войны.
|
46. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск знакомит с последним советским поршневым истребителем Ла-11, участвовавшим в боевых действиях в Китае и Корее.
|
47. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск знакомит с советским самолётом Р-6, созданным под руководством А. Н. Туполева. Эта машина строилась по необычной концепции "крейсера" - неманёвренного самолёта огневого сопровождения. "Крейсера" должны были охранять в дальних рейдах соединения тяжёлых бомбардировщиков.
|
48. Котельников, В. Летающие лодки Второй мировой войны 1939-1945 / В.Котельников. - М. : Изд. дом "Авиация и космонавтика", 1996. - 40 c. : ил. - (Самолеты Второй мировой войны 1939-1945 ; 9). - 4000 экз.Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: В этой книге собраны лишь основные типы летающих лодок и амфибий, применявшихся в годы Второй мировой войны. Немало машин, созданный всего в нескольких экземплярах, остались за рамками этого сборника, хотя они и участвовали в боевых операциях.
|
49. Авиаколлекция : приложение к к журналу "Моделист-конструктор". - Москва : Моделист-конструктор, 2003 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: В монографии рассказывается о тяжелом бомбардировщике ТБ-3, о его создании, серийном производстве и модификациях. Также представлено техническое описание самолета.
|
50. Авиаколлекция : приложение к к журналу "Моделист-конструктор". - Москва : Моделист-конструктор, 2003 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: В этом номере рассказывается об эксплуатации и боевом применении ТБ-3 в военной и гражданской авиации. Он сравнивается с иностранными бомбардировщиками подобного класса.
|
51. Кузнецов, С. Д. ЯК-7. Истребитель тотальной войны / С. Д. Кузнецов. - М. : Яуза : Эксмо, 2014. - 191 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 191. - 1100 экз. - ISBN 978-5-699-75423-6 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: «Мне повезло больше других: я получил истребитель Як-7. Другие пилоты завидуют мне». «Самолет вашей конструкции стал грозой для немчуры. Таких истребителей у нас еще не было. Фашисты теперь узнали Як-7 и в открытый честный бой уже не вступают. Работая на этом самолете, летчики моего полка буквально влюбились в него, и их теперь за уши не перетянешь на другой тип, а летчики соседних полков смотрят на нас с завистью...» - писали А. С. Яковлеву «сталинские соколы». Простой в производстве и эксплуатации, легкий в управлении, неприхотливый и живучий, Як-7 по сумме летно-технических характеристик лишь незначительно уступал «мессеру», а по мощности вооружения превосходил нс только «миги» и «лагги», но и все самолеты противника. Сам Яковлев поначалу скептически отнесся к идее создать боевой истребитель на базе двухместной учебно-тренировочной машины - однако результат превзошел самые смелые ожидания. Як-7 по праву считается одним из лучших массовых самолетов тотальной войны, еще раз доказав: фронтовой истребитель не должен быть «вооруженной гоночной машиной» и оценивать его боевую эффективность следует не только по максимальным скоростям, а по всему комплексу боевых возможностей. В новой книге ведущего историка авиации вы найдет исчерпывающую информацию о легендарном истребителе. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей, схем и фотографий.
|
52. Легенды и мифы авиации : из истории отечественной и мировой авиации : сб. ст. - Москва : Русские витязи, 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: В девятый выпуск сборника включены новые статьи ведущих историков нашей авиации, излагающих вновь выявленные документальные данные или свою точку зрения по целому ряду хорошо известных, или, наоборот, давно забытых эпизодов авиационной истории России/СССР и мира за 100 с лишним лет своего развития. |
53. Марковский, В. Ю. Истребитель МиГ-23. На защите неба Родины / В. Ю. Марковский, И. В. Приходченко. - М. : Яуза, 2017. - 223 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - 800 экз. - ISBN 978-5-699-97338-5 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: Микояновский истребитель МиГ-23 на добрую четверть века стал наиболее узнаваемой машиной советской фронтовой авиации и настоящей «визитной карточкой» своего поколения. Самолет являлся воплощением наиболее современных решений, от новейших конструктивных материалов и технологий до специально созданного оборудования и вооружения. Помимо высоких характеристик, МиГ-23 сочетал в себе универсальность многоцелевой машины, будучи способным выполнять задачи перехватчика и ударного самолета для работы по наземным целям. Заслуженный самолет стоял на защите неба Родины, проявил себя во многих военных конфликтах, был любим в войсках и приобрел славу удачной и надежной машины. Широко экспортировался и нес службу в двух десятках стран по всему миру. Истребитель не был обделен вниманием прессы и телевидения, являясь непременным героем новостных сюжетов о буднях советской авиации. Однако его путь к успеху был весьма непростым, и введение самолета в строй сопровождалось массой трудностей, подчас казавшихся непреодолимыми и грозивших полной кончиной всему проекту. В книге рассказывается об истории создания и совершенствования истребителя, полной событий и столкновений мнений, борьбы идей и участия первых лиц государства, по своему содержанию не уступавшей сюжетам авантюрных романов.
|
54. Маслов, М. А. Боевые "чайки" Сталина. И-15, И-15бис, И-153 / М. А. Маслов. - М. : Эксмо, 2009 (Можайск ). - 159 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 158 (17 назв.). - 3100 экз. - ISBN 978-5-699-32232-9 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Истребитель И-153 «Чайка» конструкции Н. Н. Поликарпова по праву считается самым совершенным бипланом своей эпохи - и «лебединой песней» этого класса самолетов. Хотя «чайки», как и более ранние И-15 и И-15бис, выпускались крупными сериями (в общей сложности более 5000 экз.) и оставили заметный след в истории отечественного самолетостроения, большинство современных исследователей уверены, что массовое производство этих машин в конце 1930-х - начале 1940-х годов было серьезной ошибкой: бипланы оказались «тупиковой ветвью» в развитии авиации. И если на Халхин-Голе, в Китае, Испании и Финляндии «чайки» сражались с переменным успехом, то к началу Великой Отечественной они уже безнадежно устарели, уступая новейшим немецким истребителям по всем основным характеристикам, кроме горизонтальной маневренности, ставка на которую себя не оправдала. Летом 1941 года победа в воздушном бою на «Чайке», а тем более на И-15бис, доставалась очень нелегко и ценилась особенно высоко. Но даже сражаясь на устаревшей технике, советские пилоты показывали чудеса отваги и самопожертвования, нанеся Люфтваффе невосполнимые потери...
|
55. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск познакомит вас с советским истребителем-бипланом И-15, созданным под руководством Н.Н. Поликарпова. Этот самолёт успешносражался в районе озера Хасан и в Испании.
|
56. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: В первом номере за 2013 год вы сможете прочитать о советском истребителе-биплане И-15бис, который принял участие в ряде локальных конфликтов и в Великой Отечественной войне.
|
57. Маслов, М. А. Истребитель И-15бис / М.А.Маслов. - М. : РУСАВИА, 2003. - 55 с. ил. - 1000 экз. - ISBN 5-900078-17-5 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Эта книга открывает новое направление в деятельности издательства РУСАВИА: серию монографий по наиболее известным и интересным самолетам нашей страны. В этой книге вы познакомитесь с истребителем И-15бис — модификацией последнего самолета-биплана «короля истребителей» Н. Н. Поликарпова. Из работы вы узнаете о том, как создавалась эта машина, о ее вариантах, об опыте боевого применения И-15бис в Испании, на Халхин-Голе, в Китае, в советско-финляндской войне, в Великой Отечественной войне.
|
58. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск познакомит вас с последним советским истребителем - бипланом И - 153 "Чайка", активно применявшимся на Халхин-Голе, в войнес Финляндией и в Великой Отечественной войне. ВВС Китая использовали его также в японо-китайской войне.
|
59. Маслов, М. А. Истребитель И-16. Любимый самолет вождя / М. А. Маслов. - Москва : Яуза : Эксмо, 2018. - 189, [2] с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр. в конце кн. - 800 экз. - ISBN 978-5-04-094909-0 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: Силуэт этого первого скоростного истребителя конструкции Н. Н. Поликарпова легко угадывался на агитационных плакатах, в книгах и кинофильмах предвоенной поры. Враги прозвали его "крыса" за агрессивность, верткость и живучесть, а наши летчики любовно называли "ласточкой" за скорость и маневренность, но в раздражении - "ишаком" за своенравие. По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко выделялся среди советских и иностранных истребителей начала 30-х годов. Короткий и лобастый фюзеляж, широкие крылья, массивное оперение, убирающиеся шасси (впервые в мире, на серийной машине!) придавали ему неповторимый и запоминающийся облик. Задняя центровка обусловила высокую маневренность, но одновременно и крайнюю неустойчивость в полете. Однако это сыграло и свою положительную роль - летчики, освоившие И-16, без труда пересаживались на другие более сложные машины. В книге ведущего историка авиации создания исследуется непростая и, особенностей конструкции и боевого применения участника В книге ведущего историка авиации вы найдете исчерпывающую информацию о сложной и противоречивой судьбе основного истребителя советских ВВС. О разработке, производстве, и боевом применении этого участника всех войн 1930-1940 гг.: испанской, финской, на Халхин-Голе, которому в боях "на горизонталях" не было равных.
|
60. Маслов, М. А. Истребитель И-16. Норовистый "ишак" сталинских соколов / М. А. Маслов. - М. : Яуза [и др.], 2008. - 175 с. : ил. - (Арсенал коллекция). - Библиогр.: с. 175 (23 назв.). - 3000 экз.Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: И-16 конструкции Н. Н. Поликарпова - один из самых известных и массовых советских истребителей. Короткий и лобастый фюзеляж, плавно сопряженный с широкими крыльями, массивное оперение, убирающиеся шасси придавали ему совершенно неповторимый и запоминающийся облик. Одно из основных достоинств И-16 - высокая маневренность - была достигнута во многом благодаря задней центровке, но одновременно сделало самолет крайне неустойчивым в полете. Это обстоятельство доставило немало хлопот при подготовке пилотов, однако оно же сыграло и свою положительную роль. Летчики, хорошо освоившие И-16, обладали утонченной техникой пилотирования и без труда пересаживались на другие более сложные машины. Истребитель ласково называли "ишачком", и это прозвище как нельзя лучше подходило к норовистому и одновременно неприхотливому в ремонте и обслуживании самолету.
|
61. Маслов, М. Ночной бомбардировщик По-2 / М. Маслов. - М. : Цейхгауз, 2009 (М.). - 40 с. : ил + 1 л. ил. - (Авиационный фонд). - 2000 экз. - ISBN 978-5-9771-0098-4 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Иллюстрированное издание посвящено истории создания и службы советского ночного бомбардировщика По-2. В книге рассматриваются модификации самолета, его серийное производство, участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историй авиатехники времен Второй мировой войны.
|
62. Маслов, М. А. Первые истребители СССР- от И-1 до И-5 / М. А. Маслов. - М. : Яуза : Эксмо, 2012. - 127 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - 1200 экз. - ISBN 978-5-699-59808-3 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: "Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет и должны пробежать это расстояние в 10 лет, иначе нас сомнут", – заявил Сталин в феврале 1931 года, когда в авиации эта "гонка за лидером" вышла на финишную прямую: если первые советские серийные истребители И-1 и И-2, созданные в середине двадцатых, не смогли стать достойной заменой "импортным" "Фоккерам", "Мартинсайдам" и "Балиллам", то уже И-5 соответствовал лучшим мировым стандартам. Спроектированный в рекордные сроки (меньше, чем за два месяца!) в первой отечественной "шарашке" под руководством заключенных Н.Н. Поликарпова и Д.П. Григоровича, этот истребитель-полутороплан закончил войсковые испытания в том же 1931 году, за несколько дней до речи Сталина, но боевое крещение принял лишь 10 лет спустя, в начале Великой Отечественной, когда огромные потери заставили вернуть в строй не только учебные, но даже списанные машины. И хотя к тому времени "пятерки" уже безнадежно устарели, они привлекались к боевым дежурствам в разгар немецких налетов на Москву, а в качестве штурмовиков и легких ночных бомбардировщиков воевали до 1942 года, мало того – зафиксированы случаи, когда древние И-5 сбивали новейшие "мессеры"!.. Возвращая нас в ту героическую и трагическую эпоху, когда рождалась советская воздушная мощь, а СССР всего за 10–15 лет превратился в великую авиадержаву, НОВАЯ КНИГА ведущего историка авиации воздает должное первым "истребителям для диктатуры пролетариата". Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качество иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.
|
63. Маслов, М. А. Прославленный ПО-2. "Небесный тихоход", "Кофемолка", "Чокнутый будильник" / М. А. Маслов. - М. : Яуза, 2016. - 158 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 158 (12 назв.). - 1000 экз. - ISBN 978-5-699-90266-8 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: "Kaffeemuhle" (кофемолка), "Нaltsnahmaschine" (швейная машина) - так солдаты Вермахта прозвали советские легкие бомбардировщики По-2, буквально изводившие их по ночам: "Эти самолеты не дают нам жить - мы не можем разжечь огонь ни в маленьком костре, ни в печке - экипажи У-2 сразу обнаруживают их и сбрасывают бомбы". В разгар боевых действий "небесные тихоходы" совершали до 12 и даже 14 вылетов за ночь, так что в общей сложности этот крошечный биплан мог сбросить на вражеские позиции больше бомб, чем стратегический бомбардировщик, и не "по площадям", а прицельно. Дешевые, сверхнадежные, исключительно простые в пилотировании, способные работать с крошечных аэродромов и в нелетную погоду, По-2 оказались настолько эффективны, что под конец войны немцы даже попытались скопировать русское "вундер-ваффе", создав собственные ночные бомбардировочные части на бипланах Go.145. А "небесному тихоходу" довелось повоевать еще и в Корее против американцев, которые окрестили его "ночной кофемолкой" и "чокнутым будильником"… В новой книге ведущего историка авиации вы найдете исчерпывающую информацию об одном из самых массовых авиашедевров СССР (было выпущено более 33 тысяч У-2/По-2), который создавался как учебный, но прославился как ночной бомбардировщик, разведчик, связной, "партизанский" и "диверсионный" самолет.
|
64. Маслов, М. Русские самолеты, 1914-1917 гг. / Маслов М. - М. : Цейхгауз, 2006 (М.). - 88 с. - (Авиационный фонд). - 2000 экз. - ISBN 5-9771-0005-1 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: В предлагаемой читателю книге рассматриваются наиболее успешные конструкции оригинальных самолетов, построенных в России в период 1914-1918 гг. По отношению к некоторым заводам и конструкторским объединениям указанные временные рамки являются отчасти условными. Причин тому несколько. Отдельные типы создавались в мирное время, однако были усовершенствованы и нашли применение в боевых условиях. Другие конструкции появились в период до 1918 г., но по причине революционных событий и гражданской войны оказались востребованы позднее.
|
65. Маслов, М. Тяжелый бомбардировщик Пе-8 / М. Маслов. - М. : Цейхгауз, 2006 (М.). - 48 с. : ил. + 1 л. ил. - (Авиационный фонд). - 2000 экз. - ISBN 5-9771-0002-7 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Иллюстрированное издание посвящено истории создания и службы советского тяжелого бомбардировщика Пе-8. В книге рассматриваются модификации самолета, его серийное производство, участие в боевых действиях в годы ВОВ, применение в Полярной авиации. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей авиатехники, времен Второй мировой войны.
|
66. Медведь, А. Н. Истребитель МиГ-3 / А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов. - . - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : РУСАВИА, 2007 (М.). - 199 с. : ил. - Библиогр. в конце отд. ст. - 1000 экз.Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Книга рассказывает об истории создания и боевого применения самолета МиГ-3 - самого массового советского истребителя "нового поколения" начального периода Великой Отечественной войны. Приведены также сведения об опытных самолетах, созданных на основе этой машины. Для широкого круга любителей истории авиации.
|
67. Медведь, А. Н. МиГ-3. Первый фронтовой высотный истребитель / А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов. - М. : Яуза [и др.], 2007 (Н.Новгород). - 111 с. : ил. - (Арсенал коллекция). - 5000 экз. - ISBN 978-5-699-20443-4 () : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: МиГ-З стал первым советским истребителем нового поколения, принятым на вооружение накануне Великой Отечественной войны, самолёт был создан под руководством А. И. Микояна и М . И. Гуревича при реализации опытного проекта Н. Н. Поликарпова. В его конструкции удалось учесть опыт, накопленный отечественной авиационной промышленностью а также использовать передовые технологии производства На начальном этапе войны МиГи стали самыми массовыми истребителями из всех машин новых типов, а потому им, наряду е «ишаками»» и «чайками», пришлось вынести на себе первый, самый тяжёлый этап борьбы с асами Люфтваффе, В книге рассказывается о созданий и формировании коллектива, ставшего впоследствии широко известным ОКБ «МиГ». Собран обширный материал о серийном производстве и применении истребителей на разных фронтах войны, в частях ПВО, в роли истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков. Приведены статистические данные о численности МиГ-3 в строевых частях ВВС в ходе Великой Отечественной войны, а также летно-технические данные самолетов разных серий. Книга иллюстрируется чертежами и редкими фотографиями.
|
68. "МиГ" между прошлым и будущим : к 70-летию Нижегород. авиастроит.завода "Сокол" / Л.Н.Григорьев,В.Г.Дробышевский,В.П.Князюков и др. - М. : Рестарт, 2002. - 96 с. : ил. - Тираж не указ. - ISBN 5-94141-004-2 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Издание посвящено деятельности Нижегородского авиастроительного завода «Сокол», начиная с его основания в 1932 году и заканчивая последними работами. Дана история освоения и краткие характеристики таких выпускавшихся на заводе самолётов, как И-5, И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, МиГ-15, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, а также приведены описания таких перспективных самолётов и аппаратов, как М-101Т «Гжель», «Аккорд-201», Як-130, катер-экраноплан «Волга-2», катер «Сокол». Издание содержит большое количество фотографий и цветных иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. Для широкого круга читателей, интересующихся историей авиации.
|
69. Практическая аэродинамика самолета / А. К. Аузан [и др.]. - М. ; Л. : Гос. науч.-техн. изд-во, 1932. - 184 с. : ил. - 10000 экз.Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Книга является первой попыткой дать летному и техническому составу ВВС теоретически обоснованное и доступное по изложению пособие: 1) для понимания явлений, имеющих место при полете самолета, 2) для расчета отдельных этапов полета. Как то, так и другое должно привести к повышению уровня технического развития личного состава, к уменьшению аварийности, к наиболее целесообразному и с наибольшей отдачей использованию военных воздушных сил. Другими словами, книга должна способствовать поднятию качества работы наших воздушных сил, увеличивая таким образом их боеспособность.
|
70. Шавров, В. Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. : материалы к истории самолетостроения / В.Б.Шавров. - . - 4-е изд., испр. - М. : "Машиностроение", 2002. - 544 с. : ил. - 1400 экз. - ISBN 5-217-03103-4 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: В книге дан исторический обзор самолетов, созданных и эксплуатировавшихся в СССР с 1938 до 1950 г. Автор, в прошлом известный советский конструктор самолетов, продолжает рассказ, начатый в его книге «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года». Собранный автором материал представляет большую ценность. В книге приведены с возможной по имеющимся материалам полнотой и достоверностью основные характеристики и особенности конструкций самолетов, созданных за этот период. Справочник для широкого круга читателей.
|
71. Шавров, В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. / В.Б.Шавров. - . - 5-е изд.,испр. - М. : Машиностроение, 2002. - 703 с. : ил. - 1000 экз. - ISBN 5-217-03112-3 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: В книге дан исторический обзор отечественных самолетов от зарождения авиации в России до 1938 года, описаны их конструкции в развитии. Около 800 серийных, опытных и экспериментальных оригинальных типов отечественных самолетов вошли в историю рассматриваемого периода. В книге приводятся с возможной по имеющимся материалам полнотой основные характеристики и особенности конструкции каждого из этих самолетов, рассказывается о дальнейшей их судьбе. Справочник для широкого круга читателей.
|
72. Яковлев, Александр Сергеевич. 50 лет Советского самолетостроения : научно-популярная литература / А. С. Яковлев. - Москва : Наука, 1968. - 201, [2] с. : рис., табл. - Авт. на обл. не указан. - Предм. указ.: с. 198-200. - Имен. указ. в конце кн. - Текст : непосредственный. Аннотация: Создание мощной авиационной промышленности, современных военно-воздушных сил и первоклассного гражданского воздушного флота, развитие авиационной науки и техники - одно из крупнейших исторических завоеваний Советского государства, рабочего класса и научно-технической интеллигенции, всего советского народа. Победы в области авиации, достигнутые нашей страной. имеют принципиальное значение. Они явились итогом осуществления ленинской политики индустриализации, обеспечившей технико-экономическую независимость СССР от капиталистического мира. Они продемонстрировали преимущество социалистической системы экономики, ее способность ликвидировать техническую отсталость в кратчайшие сроки. Они убедительно показали размах научной мысли в СССР.
|
73. Яковлев, Александр Сергеевич. Советские самолеты : краткий очерк / А. С. Яковлев. - . - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Наука, 1975. - 309, [2] с. : ил., табл. - Предм. указ.: с. 301-306. - Имен. указ. в конце кн. - 20000 экз. - Текст : непосредственный. Аннотация: В книге известного авиаконструктора показывается становление и развитие советского самолетостроения, в первые пятилетки, в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период; рассказывается о реактивной и сверхзвуковой авиации. Рассматривается научная база самолетостроения, характеризуется школа советских авиаконструкторов, рассказывается о развитии летно-технических характеристик самолетов.
|
74. Якубович, Н. В. Боевые самолеты Яковлева / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2013. - 319 с. : ил. - (Военно-воздушная энциклопедия). - Библиогр.: с. 319 (17 назв.). - 1300 экз. - ISBN 978-5-699-64800-9 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Самая полная энциклопедия боевых самолетов А. С. Яковлева! Всё о создании, производстве и боевом применении авиашедевров великого конструктора! Его Як-1 по праву считался лучшим советским истребителем начального периода войны. Як-7 впервые позволил советским летчикам сражаться с немецкими асами на равных. "Заслуженный фронтовик" Як-9 стал самым массовым самолетом Второй Мировой. А легендарный Як-3 заслуженно прозвали "чудо-машиной", "мечтой пилота" - такого легкого и маневренного истребителя не было ни у одной воюющей страны: по своим летным данным "ЯК" превосходил и немецкие Ме-109, и американскую "Аэрокобру", и британский "Спитфайр". После войны ОКБ Яковлева продолжало удерживать лидирующие позиции в отечественном военном самолетостроении. Под его руководством были созданы первый советский реактивный истребитель Як-15, барражирующие перехватчики Як-25 и Як-28, многоцелевой сверхзвуковой самолет вертикального взлета Як-141 и др. В этой энциклопедии вы найдете исчерпывающую информацию обо всех боевых машинах, разработанных в прославленном ОКБ за две трети века - с Великой Отечественной войны до наших дней. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных схем и фотографий.
|
75. Якубович, Н. В. Военно-транспортный гигант Ан-22 "Антей". "Русское чудо", "Летающий собор" / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2013. - 111 с. : ил. - Библиогр.: с. 111 (4 назв.). - 1500 экз. - ISBN 978-5-699-63201-5 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: «Русское чудо» – так отзывались об этом военно-транспортном самолете посетители авиасалона в Ле-Бурже, где Ан-22 «Антей» был впервые показан публике летом 1965 года. «Летающим собором» окрестили эту гигантскую машину острые на язык французские журналисты. Поставив мировой рекорд грузоподъемности – до 100 тонн (в два с половиной раза больше, чем американский С-141), отличившись и в Афганистане, и в Чечне, и в других «горячих точках», «Антей» остается в строю почти полвека. Комплексное внедрение новейших технологий и повышение культуры производства позволили создать настоящий авиашедевр, пригодный для решения как военных, так и гражданских задач, а феноменальные эксплуатационные характеристики, способность работать с неподготовленных грунтовых и заснеженных аэродромов сделали его незаменимым не только для нефтяников, но и при ликвидации последствий стихийных бедствий. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию о создании и боевом применении легендарного военно-транспортного самолета, который до сих пор поражает колоссальными размерами, величественным внешним видом и неповторимо «поющим» голосом турбин. Издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий из личного архива автора.
|
76. Якубович, Н. В. Все самолеты Ильюшина : самая полная энцикл. / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2013. - 222 с. : ил. - Библиогр.: с. 222 (12 назв.). - 1300 экз. - ISBN 978-5-699-65600-4 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Самая полная энциклопедия самолетов С. В. Ильюшина. Исчерпывающая информация обо всех проектах гения авиации и его прославленного КБ, как военных, так и гражданских, от первых опытных моделей 1930-х гг. до современных авиалайнеров. КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий. Мало кому из авиаконструкторов удается создать больше одного по-настоящему легендарного самолета, достойного войти в «высшую лигу» мировой авиации. У ильюшинского КБ таких шедевров более десятка. Непревзойденный Ил-2 по праву считается лучшим штурмовиком Второй Мировой, Ил-4 выдающимся бомбардировщиком, Ил-28 «гордостью советского авиапрома», а военно-транспортный Ил-76 в строю уже 40 лет! Не менее впечатляют и триумфы заслуженного ОКБ в гражданском авиастроении «илы» успешно конкурировали с лучшими зарубежными авиалайнерами, четыре самолета, носивших имя С. В. Ильюшина, выбирали советские руководители, а Ил-96 и поныне «борт No 1» российских президентов.
|
77. Якубович, Н. В. Все самолеты Лавочкина / Н. В. Якубович. - . - Коллекц. изд. - М. : Яуза : Эксмо, 2013. - 159 с. : ил. - (Военно-воздушная энциклопедия). - Библиогр.: с. 159 (21 назв.). - 1300 экз. - ISBN 978-5-699-63558-0 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Первая полная энциклопедия боевых самолетов С.А. Лавочкина и его прославленного ОКБ! Всё о легендарных истребителях, ставших символом Великой Победы, и послевоенных проектах гениального авиаконструктора. Как неудачный ЛаГГ-3, который на фронте прозвали "лакированным гарантированным гробом", превратился в лучший истребитель Великой Отечественной? Кто из советских асов воевал на Ла-5ФН и Ла-7, перехвативших у Люфтваффе господство в воздухе? И как рождалась советская реактивная авиация? Ведь именно Лавочкин стоял у ее истоков - это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета "Буря" - и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар Холодной войны. Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных схем и фотографий.
|
78. Якубович, Н. В. Все самолеты О.К.Антонова / Н.В.Якубович. - М. : Астрель ; АСТ, 2001. - 191 с. : ил. - (Современная авиация). - 10000 экз. - ISBN 5-17-010607-6 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Книга посвящена самолетам, созданным в АНТК имени О. К. Антонова. Подробно освещена эволюция всех типов самолетов (исключая проекты), созданных киевскими самолётостроителями, и приведены их справочные данные. Книга предназначена для широкого круга читателей, как специалистов, так и интересующихся историей авиации.
|
79. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск познакомит вас с советским истребителем-перехватчиком Су-15. Он не участвовал ни в одной войне, но охранял воздушные рубежи нашей Родины, в том числе и применяя оружие.
|
80. Якубович, Н. В. Истребитель Ла-7. Гроза реактивных "мессеров" / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2017. - 127 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - 1000 экз. - ISBN 978-5-699-96071-2 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: Среди военных летчиков высокоманевренный и простой в эксплуатации Ла-7 наравне с Як-3 считался одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Приняв боевое крещение в 1944 году, Ла-7 продемонстрировал в воздушных боях полное превосходство над «мессершмиттами», «фоккерами», «лайтнингами» и прочими зарубежными «авиашедеврами». Истребитель наиболее полно соответствовал формуле А. И. Покрышкина «Скорость, маневр, огонь», и этим заслужил любовь и уважение наших авиаторов. На Ла-7 воевали такие прославленные летчики, как трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб, одним из первых уничтоживший реактивную надежду Гитлера самолет Ме-262, дважды Герои Советского Союза Амет-Хан Султан, А. В. Алелюхин, В. Д. Лавриненков. Эти и другие летчики, ставшие национальными героями, в боях подтвердили лучшие стороны машины. Боевая карьера Ла-7 завершилась осенью 1945 года на Дальнем Востоке, но постаревший ветеран хотя и использовался лишь для учебных целей, продолжал служить до начала 1950-х. Эта книга воздает должное одному из наиболее любимых нашими авиаторами, легендарному истребителю Ла-7. Издание иллюстрировано множеством эксклюзивных фотографий и рисунков.
|
81. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: В 2015 г. мы будем праздновать 70-летие окончания Великой Отечественной войны. Поэтому пусть вас не удивляет обилие среди номеров первого полугодия выпусков по самолётам этого периода. Данный номер познакомит вас с истребителем МиГ - 3.
|
82. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: О самолете МиГ-19 написано достаточно много, но пока ни одна публикация по объему не вышла за рамки журнальной статьи, хотя эта машина достойна большего. В предлагаемой монографии приводятся сведения, заимствованные из архивных документов, а также воспоминания непосредственных участников событий тех лет, рассказанные автору.
|
83. Якубович, Н. В. Истребитель МиГ-21. "Русский дух" против "Фантомов", "Миражей" и "Громовержцев" / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2012. - 111 с. : ил. - Библиогр.: с. 111. - 1300 экз. - ISBN 978-5-699-58827-5 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Этот легендарный истребитель стал самым массовым сверхзвуковым самолетом XX столетия. Эта безотказная машина в строю уже более полувека. Приняв боевое крещение в 1966 году, МиГ-21 отличился во всех вооруженных конфликтах эпохи – от Вьетнама до арабо-израильских войн и от Африки до Югославии. Из показаний пленного американского летчика Роберта Аббота: «Мой „громовержец“ (истребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief) был сбит 30 апреля 1966 года над Северным Вьетнамом. Меня атаковал ракетой «воздух–воздух» «МиГ-21». Никакого серьезного боя не было. Наша четверка летела на цель, когда «миги» зашли нам в хвост и сбили меня и еще два «тада». Я вообще не знал, что они тут, пока в меня не попали, и едва успел катапультироваться…» Ход воздушной войны не смогли переломить ни новейшие F-4 «Фантом», ни знаменитые курсы «Топ Ган», где американских пилотов специально «натаскивали» для боев против истребителей советского производства, – вражеская авиация продолжала терять во Вьетнаме по два «фантома» за каждый «миг». И хотя наши летчики не участвовали в боевых действиях, ограничившись ролью инструкторов, многие янки отказывались в это верить. Как заявил на допросе пленный американский ас: «Не врите, что меня сбили „гуки“ (презрительное прозвище азиатов). Чувствую, тут русским духом пахнет…»
|
84. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : Моделист-конструктор, 2003 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск "Авиаколлекции" познакомит вас с советским истребителем Як-7, активно применявшимся в годы Великой отечественной войны.
|
85. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : Моделист-конструктор, 2003 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск "Авиаколлекции" познакомит вас с советским истребителем Як - 9, сыгравшим большую роль в Великой Отечественной войне, а позже применявшимся в Корее.
|
86. Якубович, Н. В. Ла-7, Ла-9, Ла-11. Последние поршневые истребители СССР / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2014. - 127 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 127 (6 назв.). - 1000 экз. - ISBN 978-5-699-76444-0 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Вступив в Великую Отечественную войну на истребителях, во всем уступавших немецкой авиатехнике, «сталинские соколы» завершили Вторую Мировую на великолепных Ла-7 и Як-3, превосходивших не только «мессеры» и «фоккеры», но и «спитфайры» с «лайтнингами». Именно на Ла-7 воевал лучший советский ас Иван Кожедуб, одним из первых сбивший реактивный Ме-262 и заваливший в небе над Берлином пару американских «мустангов». Победное окончание войны и перевод страны «на мирные рельсы» позволили авиастроителям перейти от деревянных конструкций к цельнометаллическим. Так появились последние поршневые истребители СССР – оснащенный четырьмя 23-мм пушками «убийца „Летающих крепостей“» Ла-9 и отличавшийся огромной дальностью истребитель сопровождения Ла-11, которым довелось сбивать американские самолеты-разведчики, нарушавшие советскую границу, и драться в небе Китая и Кореи. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию о последних винтомоторных истребителях, ставших венцом развития поршневой авиации СССР. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.
|
87. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск знакомит со знаменитым советским сверхзвуковым самолётом МиГ-25. Эта машина успешно служила в авиации разных стран и успешно прошла боевую проверку на Ближнем Востоке.
|
88. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : [б. и.], 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск познакомит вас с советским самолётом Як - 25. Созданный первоначально как истребитель - перехватчик, он позже был трансформирован в разведчик, бомбардировщик,ракетоносец и даже радиоуправляемую мишень.
|
89. Якубович, Н. В. Первые сверхзвуковые истребители МиГ-17 и МиГ-19 / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2014. - 142 с. : ил. - Библиогр.: с. 142. - 1200 экз. - ISBN 978-5-699-70410-1 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Эти легендарные самолеты стали первыми сверхзвуковыми истребителями СССР – если МиГ-17 позволил вплотную приблизиться к звуковому барьеру, а наиболее подготовленным пилотам-испытателям и перешагнуть его, то МиГ-19 сделал сверхзвук повседневной нормой. Эти авиа шедевры по праву считаются гордостью советских ВВС и «визитной карточкой» отечественного авиапрома. «Звездным часом» МиГ-17 была Вьетнамская война, где американцы расплачивались двумя своими самолетами за каждый сбитый «МиГ», а из 49 «фантомов», потерянных в 1972 году, 43 были на счету этих истребителей. Не менее впечатляющих результатов добились в роли перехватчиков и МиГ-19, «завалившие» американский стратегический разведчик RB-47 «Стратоджет» над Баренцевым морем и не раз пресекавшие разведывательные полеты противника над территорией ГДР. Эта книга восстанавливает историю создания, производства и боевого применения первых советских сверхзвуковых истребителей. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.
|
90. Якубович, Н. В. Первый реактивный бомбардировщик Ил-28. Атомный "мясник" Сталина / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2013. - 79 с. : ил + 4 с. ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 79. - 1500 экз. - ISBN 978-5-699-68115-0 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Этот легендарный самолет стал первым реактивным фронтовым бомбардировщиком, а затем и носителем первой советской серийной атомной бомбы, приняв участие в ядерных испытаниях под Семипалатинском и единственных войсковых учениях с применением атомного оружия на Тоцком полигоне. После первого публичного показа Ил-28 на майском параде 1950 года натовское командование присвоило этому самолету кодовое имя Butcher («Мясник», «Палач»), но позднее переименовало в Beagle («Гончая»). Отличные летные данные, надежность, низкая цена (двухмоторный Ил-28 был дешевле одномоторного МиГ-15), современное оборудование («ил» имел радиолокационный прицел, которого не было у его ближайшего конкурента британской «Кан берры», а американцам до середины 1950-х гг. вообще не удавалось запустить в производство реактивный фронтовой бомбардировщик) – создатели советского авиашедевра получили Сталинскую премию по заслугам. В общей сложности было выпущено более 6000 Ил-28 (не только бомбардировщиков, но и торпедоносцев, разведчиков, постановщиков помех, зондировщиков атмосферы и т. п.), которые поставлялись в 20 стран, от Польши и ГДР до Кубы, Индонезии, Северной Кореи, Марокко, Вьетнама, Нигерии, Сомали и даже Финляндии, а Чехословакия и Китай наладили собственное производство этих самолетов. Боевое крещение Ил-28 принял в 1956 году в Венгрии, где перешедшие на сторону мятежников венгерские летчики пытались бомбить наши переправы через Тису, а советский разведчик Ил-28Р, выполнявший аэрофотосъемку военных объектов, был сбит венграми над о. Чепель (погибший экипаж посмертно удостоен звания Героев Советского Союза). В том же году египтяне применяли Ил-28 в зоне Суэцкого канала – впрочем, без особого успеха (сказалась слабая подготовка арабских пилотов), но и израильская П ВО оказалась не способна поражать такие цели. Во время следующей арабо-израильской войны 1967 года большая часть египетских и сирийских «илов» была уничтожена на аэродромах. Участвовали Ил-28 и в гражданской войне в Йемене, и в боевых действиях иракских войск против курдских повстанцев, а их «лебединой песней» стал Афганистан, где на «илах» воевали не советские, а афганские экипажи (в СССР самолет был давно снят с производства, но именно эти старые машины оказались «самыми подходящими для действий в горной местности»).
|
91. Якубович, Н. В. Реактивные первенцы СССР - МиГ-9, Як-15, Су-9, Ла-150, Ту-12, Ил-22 и др. / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2015. - 111 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 111 (11 назв.). - 1000 экз. - ISBN 978-5-699-77483-8 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Когда в конце Великой Отечественной «сталинские соколы» впервые столкнулись в бою с реактивными самолетами Люфтваффе, истребитель-бомбардировщик Ме-262 произвел на советских специалистов такое впечатление, что они пытались «пробить» решение о его производстве в СССР. Однако руководство страны предпочло сделать ставку на отечественную промышленность, используя трофейные немецкие технологии, а не копируя их. В кратчайшие сроки наши ведущие КБ – Яковлева, Микояна, Сухого, Лавочкина, Туполева, Ильюшина и др. – разработали более 25 реактивных самолетов, самыми удачными из которых оказались МиГ-9 и Як-15/17… В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию обо всех первенцах реактивной эры и первом послевоенном поколении авиации СССР, а также об экспериментальных направлениях, оказавшихся «тупиковыми», – ракетных, пульсирующих и прямоточных силовых установках. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.
|
92. Якубович, Н. В. Самолеты В.М.Мясищева / Н.В.Якубович,В.Н.Лавров. - Русавиа : [б. и.], 1999. - 151 с. : ил. - 1500 экз. - ISBN 5-900078-02-7 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Книга посвящена творчеству выдающегося авиаконструктора В. М. Мясищева. Рассказано об истории создания и испытаний авиационной техники, разработанной в пяти ОКБ, возглавлявшихся В. М. Мясищевым.
|
93. Якубович, Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини / Н. В. Якубович. - М. : РУСАВИА, 2006 (М.). - 108 с. : ил. - Библиогр.: с. 107 (23 назв.). - 1000 экз.Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Автор на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов знакомит читателей с необычными самолетами и экранопланами, спроектированными Робертом Бартини, приехавшим в СССР из Италии в 1923 г. и посвятившим жизнь развитию советской авиации.
|
94. Якубович, Н. В. Самолеты С. А. Лавочкина / Н.В.Якубович. - М. : РУСАВИА, 2002. - 159 с. : ил. - 1500 экз. - ISBN 5-900078-15-9 : Б. ц. - Текст : непосредственный. Аннотация: Автор на основе архивных материалов и воспоминаний очевидцев описываемых событий знакомит читателей с семейством боевых самолетов и беспилотных летательных аппаратов, созданных под руководством выдающегося авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина в 1940-е - 1950-е годы. Для широкого круга специалистов и любителей истории авиации.
|
95. Авиаколлекция : прил. к журн. "Моделист-конструктор". - М. : Моделист-конструктор, 20 - . - Текст : непосредственный. Аннотация: Данный выпуск знакомит со стратегическим бомбардировщиком 3М конструкции В. М. Мясищева.
|
96. Якубович, Н. В. Супергиганты АН-124 "Руслан" и АН-225 "Мрия". Он же русский! / Н. В. Якубович. - М. : Яуза : Эксмо, 2016. - 127 с. : ил. - 1000 экз. - ISBN 978-5-699-88644-9 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: После того как турки сбили наш бомбардировщик, в Сирии был оперативно развернут зенитно-ракетный комплекс С-400, радикально изменивший соотношение сил. Имелся лишь один способ сверхсрочно перебросить этот ЗРК за 2000 км от России – на военно-транспортном самолете-гиганте Ан-124 «Руслан». Созданный как наш ответ американскому С-5А «Гэлакси», «Руслан» побил все его рекорды, подняв груз в 170 тонн. Изначально предназначавшийся для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и десантирования подразделений ВДВ с бронетехникой, Ан-124 прославился гражданскими перевозками сверхтяжелых крупногабаритных грузов, будь то гигантские гидротурбины и насосы для ликвидации атомной аварии на «Фукусиме», мобильные электростанции для Крыма в разгар энергоблокады, сотни тонн оборудования для концертов группы Pink Floyd и Майкла Джексона или 52-тонная партия золота стоимостью 230 миллионов фунтов стерлингов для швейцарского банка. Благодаря технологическому прорыву, достигнутому при производстве «Руслана», удалось создать и самый тяжелый в мире грузовой самолет Ан-225 «Мрия» с грузоподъемностью в 250 тонн, который стал «звездой» голливудского блокбастера «2012». Помните сцену, где при взгляде на этот шестимоторный супергигант у американцев перехватывает дыхание, а на их восторженное «вау!» наш соотечественник отвечает: «Он же русский!»
|
97. Якубович, Н. В. ЯК-2/ЯК-4 и другие ближние бомбардировщики Яковлева / Н. В. Якубович. - М. : Э, 2015. - 111 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 111 (5 назв.). - 1000 экз. - ISBN 978-5-699-83372-6 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: Этот двухмоторный разведчик продемонстрировал на испытаниях скорость, невиданную даже для истребителей, - выше, чем у "Мессершмитта" Bf.109. За этот самолет А. С. Яковлев был награжден орденом Ленина, автомобилем ЗИС и премией в 100 тысяч рублей. Но, по отзывам летчиков, воевавших на Як-2 и Як-4, "Самолет этот с трудом можно было назвать боевым. Малая бомбовая нагрузка, ненадежная работа пулеметов делали его малопригодным для боевых действий. Дефекты, выявленные еще перед войной, так и не устранили. Правда, он обладал высокой скоростью, позволявшей легко уходить от "мессеров", и довольно плохо горел в случае попадания вражеских снарядов. К концу 1941 года эти машины почти все были уничтожены…" Почему же первый боевой самолет Яковлева стал главным провалом в карьере великого авиаконструктора? Верить ли обвинениям в "интриганстве" и "авантюризме", звучавшим в его адрес? По чьей вине великолепный скоростной разведчик, которого так не хватало нашим войскам, превратился в неудачный ближний бомбардировщик? Почему откровенно "сырая" машина был поспешно запущена в серию? И как воевали первые "яки"? Эта книга не только отвечает на самые острые и спорные вопросы о Як-2/Як-4, но и дает профессиональный анализ других ударных самолетов Яковлева - Як-6НББ, УТ-2МВ и Як-9Б.
|
98. Якубович, Н. В. Як-25. Первый отечественный всепогодный истребитель-перехватчик : от перехватчика до беспилотника / Николай Якубович. - Москва : Яуза : Эксмо, 2020. - 158, [1] с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 158 (6 назв.). - 700 экз. - ISBN 978-5-04-108806-4 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: В начале холодной войны основным стратегическим оружием США были реактивные бомбардировщики – носители ядерных бомб. Для их перехвата, в том числе над труднодоступными районами Арктики, советской ПВО требовался всепогодный самолет с мощным вооружением, большой дальностью и продолжительностью полета. Первым отечественным всепогодным истребителем-перехватчиком стал созданный в ОКБ А. Н. Яковлева Як-25. «Изюминкой» яковлевской машины являлся радиоприцел, который и делал ее всепогодной, способной «работать» как по высотным, так и по низколетящим целям. Як-25 мог уверенно перехватывать все модели американских и британских разведчиков, стратегических бомбардировщиков, включая новейший В-52 «Стратофортресс», а также разведывательные аэростаты (одной из последних целей перехватчика стал аэростат, сбитый над Ярославлем в 1968 г.). Кроме того, он оказался удобным в пилотировании (летчики отзывались о нем – «саморул и самосад»), а его большая кабина после тесноты МиГов казалась экипажам очень комфортной. Як-25 не только активно эксплуатировался на передовых рубежах обороны границ Советского Союза вплоть до конца 1960-х гг., но и стал основой для разработки множества самолетов различного назначения: перехватчиков-ракетоносцев ПВО, фронтовых бомбардировщиков – носителей ядерного оружия, разведчиков и постановщиков помех, – а летающие мишени на его базе считались лучшими в советских ВВС. Новая книга ведущего историка авиации впервые во всех деталях рассказывает о создании, конструкции, модификациях и службе первого всепогодного перехватчика СССР.
|
99. Якубович, Н. В. ЯК-28. Первый сверхзвуковой бомбардировщик, перехватчик, разведчик / Н. В. Якубович. - М. : Яуза, 2017. - 127 с. : ил. - (Война и мы. Авиаколлекция). - Библиогр.: с. 127. - 800 экз. - ISBN 978-5-699-93200-9 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: «Огромное небо» – эта знаменитая советская песня была написана про экипаж перехватчика Як-28П: летчиков наградили посмертно за то, что ценой собственных жизней они увели аварийный самолет от густонаселенного города. Правда, в песне не упоминалось, что этим городом был Западный Берлин, а разбившийся «як» подняли со дна озера англичане, чтобы изучить секретную аппаратуру. Як-28 создавали как сверхзвуковой бомбардировщик и носитель ядерного оружия, однако более удачными стали модификации разведчика, барражирующего перехватчика и постановщика помех – по оценкам экспертов, как разведчик «як» превосходил даже пришедший ему на смену Су-24МР. А по воспоминаниям пилотов, отличавшийся рекордной тяговооруженностью «двадцать восьмой» на форсаже мог набирать высоту чуть ли не вертикально. Боевое крещение этот самолет принял в ноябре 1975 года – именно Як-28, положив бомбу точно в центр палубы, остановил большой противолодочный корабль «Сторожевой», на котором поднял мятеж замполит Саблин. Участвовали «яки» и в Афганской войне, причем в первом боевом вылете сразу после ввода советских войск они бомбили «кавалерию мятежников» (!). В данной книге вы найдете исчерпывающую информацию об этом многоцелевом самолете, остававшемся в строю более 20 лет. Коллекционное издание иллюстрировано эксклюзивными чертежами и фотографиями.
|