Полное описание
> Нещерет, Марина Юрьевна. Нейросети в библиотеке: новое в библиографическом обслуживании = Neural networks in libraries: A new development in bibliographic services / М. Ю. Нещерет. - DOI 10.33186/1027-3689-2024-1-105-128. - Текст : непосредственный + Текст : электронный // Научные и технические библиотеки = Scientific and Technical Libraries : рецензируемый научно-практический журнал. - 2024. - N 1. - С. 105-128. - Библиогр.: с. 121-125 (47 назв.). - ISSN 1027-3689.
ГРНТИ | УДК | |
13.31.35 | 025.5:004.8 | |
20.51 | 025.5:017/019 | |
28.23.37 | 004.032.26 |
Рубрики:
Искусственный интеллект -- Применение в библиотечном деле
Справочно-библиографическое обслуживание
Нейронные сети -- Применение
Кл.слова (ненормированные): библиотечно-информационное обслуживание -- искусственный интеллект -- сквозные технологии
Аннотация: Цель статьи - дать представление о технологиях искусственного интеллекта (ИИ) применительно к сфере библиографического обслуживания на основе анализа профессиональной литературы и выборочного мониторинга сайтов российских и зарубежных библиотек. Особое внимание уделяется одному из самых популярных инструментов ИИ искусственным нейросетям. На конкретных примерах показано, как ИИ используется в библиографическом обслуживании и обеспечивающих его областях библиотечно-информационной деятельности, включая индексирование информации. Приведённые примеры раскрывают потенциал ИИ для повышения качества и эффективности операций библиографического обслуживания, улучшения пользовательских сервисов, таких как взаимодействие с пользователями с помощью чат-ботов, расширенный библиографический поиск, предоставление справок, персонализированное распространение информации и др. Инструменты ИИ, в том числе нейросети, также находят применение в процессах извлечения метаданных и формирования библиографических записей. В настоящее время наиболее развитыми услугами являются библиотечные чат-боты и системы интеллектуального анализа текстов. Проведённое исследование показывает, что технологии ИИ позволяют библиотекам успешно решать текущие задачи библиографического обслуживания пользователей. Сделан вывод о том, что потенциал ИИ ещё недостаточно изучен, не в полной мере выявлены его положительные и отрицательные стороны. Можно предполагать, что расширение сферы применения ИИ позволит существенно повысить качество и эффективность библиографического обслуживания, уровень компетентности персонала библиографических служб, внедрить новые виды и формы библиографических услуг. Статья подготовлена в рамках НИОКТР "Модель справочно-библиографического обслуживания для национальных библиотек" (рег. N 122021800339-7), осуществляемого Российской государственной библиотекой.
>
Имеются экземпляры в отделах: всего 8 : СПР (1), БИНТИ (1), ХРЦ (1), ФО18 (1), ФО20 (1), ФО24 (1), ФО25 (1), ФО26 (1)
Свободны: СПР (1), БИНТИ (1), ХРЦ (1), ФО20 (1), ФО24 (1), ФО25 (1), ФО26 (1)
Экз.4 (ФО18) занят;
Держатели документа:
Государственная публичная научно-техническая библиотека России : 123298, г. Москва, ул. 3-я Хорошевская, д. 17 (Шифр в БД-источнике (KATBW): -845526-674236)>
Шифр в сводном ЭК: 8eb47e1c1fc06b7c0a16f229baaecd70
Заказ фрагмента документа ₽
Просмотр издания свободный