Цифровая трансформация бизнеса
30.04.2025 г. - 30.05.2025 г.
Читальный зал Кабинета деловой информации (комн. 315)
На выставке представлена литература, в которой рассматриваются изменения в экономических и управленческих процессах организаций в результате внедрения сквозных цифровых технологий (п.1); анализируются новые цифровые модели бизнеса и инструменты гибкого управления информационными технологиями в бизнес-процессах (п.2); приводятся примеры и способы применения цифровых технологий в маркетинге, продажах, операционной эффективности и управлении рисками (п.3), а также использование нейросетей и искусственного интеллекта для бизнеса (п.4).
Выставка адресована менеджерам, маркетологам, руководителям компаний, научным сотрудникам, преподавателям и студентам экономических вузов, а также всем, кому интересны проблемы и их решения в цифровой экономике.
При подготовке выставки использовались монографии, учебные издания и статьи из фонда ГПНТБ России, электронно-библиотечных систем «Лань», «BOOK.RU», «Университетская библиотека онлайн», «Znanium.com», образовательной платформы «Юрайт»; дополнительно представлены рекомендованные по теме ресурсы открытого доступа (статьи из научных электронных библиотек eLIBRARY.RU. и cyberleninka.ru). Издания расположены по алфавиту
По окончании срока экспонирования выставки Вы можете оформить предварительный заказ заинтересовавшего Вас печатного издания из списка, кликнув кнопку «ЗАКАЗАТЬ». Для заказа необходима авторизация в Личном кабинете читателя. С изданиями Вы можете работать в читальном зале, выбранном Вами при оформлении заказа.
Для чтения электронных изданий, представленных на выставке, также необходима авторизация. С условиями доступа можно ознакомиться в Личном кабинете в разделе «Лицензионные ресурсы».
Разделы выставки:
Общие вопросы
Цифровая трансформация бизнеса
![]() 15. Аншина, М. Л. Цифровая трансформация бизнеса : Учебное пособие / М. Л. Аншина, Б. Б. Славин. - Москва : КноРус, 2025. - 270 с. - URL: https://book.ru/book/955512 (дата обращения: 15.10.2024) . - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Book.ru, требуется авторизация. - Internet access. - ISBN 978-5-406-13638-6 : Б. ц. Аннотация: Дано описание процессов цифровой трансформации деятельности организаций. Рассмотрены вопросы изменения экономики и управления организацией в результате внедрения сквозных цифровых технологий. Обсуждаются новые цифровые модели бизнеса и инструменты гибкого управления информационными технологиями. Описаны изменения в интеллектуальном капитале и корпоративной культуре организации в связи с внедрением цифровых технологий. Для слушателей магистерских программ и программ бизнес-образования в области современного менеджмента. |
![]() 16. Баланов, А. Н. Цифровая трансформация бизнеса : учебное пособие для вузов / А. Н. Баланов. - Санкт-Петербург : Лань, 2024. - 528 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/424388 (дата обращения: 16.10.2024) . - Режим доступа: ЭБС Лань. - ISBN 978-5-507-49622-8 : Б. ц. Аннотация: Данная книга — это комплексное учебное пособие, предоставляющее углубленное понимание и практические наработки в области цифровизации бизнес-процессов. Книга, написанная экспертом в этой области, охватывает широкий спектр тем, начиная от основных концепций и заканчивая сложными стратегиями и технологическими инновациями. Особое внимание уделяется роли цифровой трансформации в улучшении клиентского опыта, разработке инновационных бизнес-моделей и цифровой экономике. Пособие также рассматривает применение цифровых технологий в маркетинге, продажах, операционной эффективности и управлении рисками. |
17. Дериземля, Валерия Евгеньевна. Формирование инновационно-ориентированной бизнес-модели компании в условиях цифровой экономики : монография / В. Е. Дериземля, А. А. Тер-Григорьянц. - Ставрополь : Секвойя, 2021. - 124 с. : ил. - Библиогр.: с. 96-101 (60 назв.). - 500 экз. - ISBN 978-5-907110-78-6 : 100 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Научная монография содержит результаты научных исследований по проблемам развития цифровой трансформации экономики. Особое внимание уделяется оценке уровня цифрового потенциала и цифровой зрелости инновационно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса, формированию их бизнес-моделей, и, как следствие, разработке руководства пользователям с целью обеспечения эффективности цифровой трансформации. Книга рассчитана на научных работников, руководителей, специалистов коммерческих организаций, преподавателей учебных заведений, аспирантов и студентов.
|
18. Дерябина, Галина Геннадьевна. Цифровая трансформация бизнеса: модели, коммуникации, образование : научный альманах / Г. Г. Дерябина, Н. В. Трубникова. - Москва : Дашков и Кº, 2024. - 219 с. : ил., граф., табл. - Библиогр. в конце ст. - 500 экз. - ISBN 978-5-394-05708-3 : 400 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Этот альманах будет актуальным чтением для всех, кто стремится быть в курсе проблематики современного маркетинга. В статьях под разными углами рассматриваются ключевые тенденции и прогнозы развития в сфере цифровизации бизнеса, маркетинговых коммуникаций, образования. Для предпринимателей, маркетологов, ученых, студентов, изучающих проблематику экономики, менеджмента, рекламы и связей с общественностью.
|
19. Ермаков, Евгений Владимирович. Цифровая трансформация: изучение влияния цифровых технологий на бизнес-процессы : монография / Е. В. Ермаков. - Москва : Русайнс, 2024. - 64 с. : ил. - Библиогр.: с. 61-64 (39 назв.). - Тираж не указ. - ISBN 978-5-466-08402-3 : 200 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Монография представляет комплексный анализ влияния цифровых технологий на бизнес-процессы в контексте цифровой трансформации. Рассматриваются ключевые аспекты автоматизации бизнеса, включая CRM-, ERP-, HRM-системы, роботизированную автоматизацию процессов и интеллектуальные системы управления производством. Особое внимание уделяется роли искусственного интеллекта в оптимизации бизнес-процессов. Анализируются методологии внедрения цифровых технологий, оценки их эффективности и влияния на бизнес-модели. Предлагаются инновационные подходы к оценке цифровой зрелости организаций и стратегии цифровой трансформации. Монография адресована руководителям предприятий, специалистам по цифровизации, исследователям в области управления и информационных технологий.
|
20. Исаев, Мурад Гусейнович (кандидат экономических наук). Цифровая трансформация бизнеса : проблемы и перспективы : монография / М. Г. Исаев ; Дагестанский государственный университет. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2024. - 215 с. : ил. - Библиогр.: с. 205-213 (119 назв.) и в подстроч. примеч. - 1000 экз. - ISBN 978-5-238-03842-1 : 400 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Распространение цифровых технологий представляет собой существенный драйвер социально-экономического развития. Цифровая трансформация бизнеса отразилась на подавляющем большинстве отраслей национальной экономики, в связи с этим вопросы цифровой трансформации бизнеса актуальны в повестке современных исследований в стратегическом менеджменте. В монографии отражены результаты исследований, посвященных проблемам и перспективам цифровой трансформации бизнеса. Выявлены преимущества современных цифровых технологий для обеспечения необходимых параметров роста экономической эффективности бизнеса. Для широкого круга читателей, интересующихся проблематикой современных экономических исследований, в том числе научно-педагогических работников, аспирантов, магистров, студентов высших учебных заведений.
|
21. Кафиятуллина, Юлия Насиховна. Анализ и выявление путей повышения эффективности деятельности организации в условиях цифровой экономики : учебник для подготовки бакалавров по направлениям 27.03.05 Инноватика, 38.03.02 Менеджмент / Ю. Н. Кафиятуллина, Д. В. Сердечный ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России), Государственный университет управления (ГУУ), Институт отраслевого менеджмента. - Москва : Изд-во Спутник+, 2024. - 389 с. : ил. - Библиогр.: с. 377-381 (50 назв.). - 500 экз. - ISBN 978-5-9973-6906-4 : 400 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Представленный в учебнике материал способствует формированию компетенций в рамках направлений 27.03.05 Инноватика, 38.03.02 Менеджмент.
|
![]() 22. Кулагин, Владимир. Digital @ Scale: настольная книга по цифровизации бизнеса : Научно-популярная литература / В. Кулагин, А. Сухаревски, Ю. Мефферт. - Москва : Интеллектуальная Литература, 2019. - 293 с. - ISBN 978-5-60428-789-7 : Б. ц. Аннотация: Мы живем в эпоху когда цифровая революция вошла в свою решающую фазу — интернет использует каждый второй житель Земли. Целые отрасли претерпевают кардинальные изменения из-за появления цифровых игроков. В эпоху цифровых технологий выживание компаний зачастую зависит от того способны ли они пересмотреть свои отношения с клиентами переосмыслить такие важные элементы собственной бизнес-модели как производственный контроль и взаимодействие с поставщиками а может и вовсе изменить саму модель монетизации своих услуг. Отказ признавать необходимость этих изменений чреват проигрышем и уходом с рынка. Что же конкретно нужно изменить именно в вашей компании и как это сделать? В этой книге вы найдете ответы на эти вопросы узнаете опыт известных международных и российских компаний что поможет вам и вашему бизнесу успешно провести цифровую трансформацию и с легкостью стать частью нового цифрового мира. |
23. Мотовиц, Татьяна Геннадьевна. Цифровая трансформация предпринимательской деятельности / Т. Г. Мотовиц ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2024. - 187 с. - Библиогр.: с. 177-181 (46 назв.). - 500 экз. - ISBN 978-5-7389-3861-0 : 200 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Монография содержит результаты исследования проблематики повышения эффективности предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики. Актуальность темы монографии обусловлена практической востребованностью прикладных разработок в области цифровой трансформации предпринимательской деятельности в условиях построения цифрового общества. Проанализированы основные базовые положения и предложены новые подходы к данной теме, определена стратегия и роль государства в развитии цифровой экономики. Издание предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, а также для широкого круга практических работников, интересующихся вопросами цифровых технологий, цифровой экономики, предпринимательской деятельности.
|
24. Орловский, Виктор Михайлович. От носорога к единорогу : как провести компанию через трансформацию в цифровую эпоху и избежать смертельных ловушек / Виктор Орловский, Владимир Коровкин. - Москва : БОМБОРА™ : Эксмо, 2021. - 189, [1] с. : ил. - (Бизнес. Как это работает в России). - 2000 экз. - ISBN 978-5-04-098230-1 : 260 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Владимир Коровкин и Виктор Орловский - предприниматели, участвовавшие в революционных бизнес-трансформациях на российском рынке. Такой союз дает особый метод решения проблем. Все их мысли и идеи основаны на опыте, подкрепленном исследованиями цифровых преобразований. Полученные данные на примере корпораций развивающихся и развитых рынков показывают, какие приемы и техники работают, а какие нет и почему.
|
25. Рындина, Светлана Валентиновна. Электронный бизнес: создание, развитие и продвижение цифровых продуктов : учебное пособие / С. В. Рындина. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. - 86, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 82-87 (80 назв.). - 26 экз. - ISBN 978-5-907185-85-2 : 100 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Целью учебного пособия является знакомство студентов с принципами создания цифровых продуктов, с фреймворками их развития и совершенствования и новыми трендами продвижения. Учебное пособие рассматривает полезные инструменты для организации бизнеса на основе разработок цифровых продуктов.
|
26. Таран, Сергей Александрович. Инструменты процесса управления и их цифровизация : совершенствование системы управления в организации / Таран С. А. - Москва : Наш круг, 2024. - 242 с. : ил. - Библиогр.: с. 240 (8 назв.). - 100 экз. - ISBN 978-5-00240-039-3 : 500 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Данный материал представляет собой собственную разработку автора. новый взгляд на формирование и развитие системы управления в организации и является развитием материала, изложенным в первой книге автора "Процесс управления как система. Практические рекомендации по повышению эффективности системы управления в организации".
|
![]() 27. Тобакковала, Ришад. Компания для людей : как сохранить душу бизнеса в эпоху тотальной цифровизации : Практическое пособие / Р. Тобакковала. - Москва : Интеллектуальная Литература, 2021. - 232 с. - ISBN 978-5-907274-91-4 : Б. ц. Аннотация: Новые технологии умение собирать и обрабатывать большие данные быстрая реакция на происходящее и умение постоянно показывать высокие результаты — вот что необходимо чтобы бизнес оставался на плаву. Необходимо но не достаточно если вы мыслите стратегически. Думая рационально нельзя сбрасывать со счетов самое главное — людей и их эмоции. Так как же объединить технологии и человечность и выиграть от этого? Автор этой книги Ришад Тобакковала предлагает набор методов и практических инструментов подходящих для компаний из разных отраслей от Walmart и IBM до Starbucks и Domino’s Netflix и Google. В книге много ярких кейсов которые иллюстрируют итоги применения методики для компаний разных размеров. |
28. Управление проектами цифровизации бизнес-систем : учебное пособие / Тарасьев Александр Александрович, Сандлер Даниил Геннадьевич, Тарасьев Андрей Александрович, Иванцов Павел Сергеевич ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "Передовые производственные технологии и материалы", Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт экономики и управления. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2024. - 184, [2] с. : ил. - Авт. указаны в вып. дан. - Библиогр. в конце кн. - 50 экз. - ISBN 978-5-7996-3790-3 : 200 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Пособие раскрывает вопросы управления бизнес-системами с применением информационных технологий в современном бизнесе. Рассматриваются темы, посвященные вопросам развития бизнес-систем и цифровизации бизнес-процессов в различных отраслях. Приведен разбор кейсов построения архитектуры бизнес-систем, проектирования бизнес-процессов, системного анализа и инжиниринга бизнес-процессов, тестирования систем, практические примеры оценки стоимости и плановой себестоимости бизнес-процессов. Предназначено для студентов, изучающих ключевые принципы управления проектами, цифровой трансформации бизнеса и применения современных технологий повышения эффективности бизнеса
|
29. Цифровая трансформация клиентского опыта в малом и среднем бизнесе в России : монография / К. В. Новикова, Е. А. Антинескул, В. Д. Добровлянин [и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь : ПГНИУ, 2023. - 151 с. : ил. - Авт. указаны на обороте тит. л. - Библиогр.: с. 138-151 (158 назв.) и в подстроч. примеч. - 300 экз. - ISBN 978-5-7944-4036-2 : 300 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: В монографии исследованы тенденции развития цифровой трансформации клиентского опыта малого и среднего бизнеса, а также тренды в изменении IT-систем. Работа содержит практические рекомендации для развития цифровизации клиентского опыта малого и среднего бизнеса, базирующиеся на использовании ERP-систем, CRM-систем, автоматизации бизнес-процессов и внедрении IT-технологий в процесс управления бизнесом. Издание предназначено для руководителей и сотрудников малого и среднего бизнеса, а также научных работников, преподавателей и студентов высших учебных заведений.
|
30. Шацкая, Ирина Вячеславовна. Цифровая трансформация бизнеса : монография / И. В. Шацкая, А. А. Сиганьков ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, МИРЭА - Российский технологический университет. - Москва : МИРЭА - Российский технологический ун-т, 2021. - 132 с. : ил. - Библиогр.: с. 119-128 (120 назв.). - 300 экз. - ISBN 978-5-7339-1402-2 : 200 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: B монографии изложены вопросы глобального инновационного развития, роли и места России в данном процессе. Раскрыто содержание концепции Индустрии 4.0, дана характеристика ее трех ведущих парадигм. Сделан вывод о том, что успех Индустрии 4.0 во многом определяется кадровым потенциалом предприятий, в развитии которого активное участие принимает система высшего образования. Сформулированы рекомендации, которые следует учесть предприятиям и организациям в процессе цифровой трансформации. Монография предназначена для студентов и аспирантов, обучающихся по экономическим наукам.
|
Управление цифровыми продуктами
![]() 31. Баланов, А. Н. Цифровизация в розничной и оптовой торговле. Разработка, интеграция и внедрение технологических решений : учебное пособие для вузов / А. Н. Баланов. - Санкт-Петербург : Лань, 2024. - 452 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/421448 (дата обращения: 22.07.2024) . - Режим доступа: ЭБС Лань. - ISBN 978-5-507-49391-3 : Б. ц. Аннотация: Данное учебное пособие представляет собой комплексный анализ цифровых трансформаций в розничной и оптовой торговле. Оно предназначено для студентов высших учебных заведений, а также для профессионалов и практиков в сфере торговли, желающих глубже понять динамику и направления развития цифровой экономики в своей области. |
![]() 32. Баланов, А. Н. Информационные технологии в сфере туризма и гостеприимства : учебное пособие для вузов / А. Н. Баланов. - Санкт-Петербург : Лань, 2024. - 412 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/414965 (дата обращения: 22.07.2024) . - Режим доступа: ЭБС Лань. - ISBN 978-5-507-49287-9 : Б. ц. Аннотация: Данная книга — это фундаментальное учебное пособие, предназначенное для студентов вузов и специалистов, стремящихся глубже понять роль и влияние ИТ в индустрии туризма и гостеприимства. Это издание обеспечивает всесторонний обзор применения информационных технологий в отрасли, начиная от систем управления и цифрового маркетинга до инновационных технологий, таких как блокчейн, искусственный интеллект и виртуальная реальность. |
33. Брагин, Алексей Юрьевич. Цифровой маркетинг : учебное пособие / А. Ю. Брагин, Г. С. Дудаков ; Минобрнауки России, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ). - Санкт-Петербург : СПбГМТУ, 2024. - 117 с. : ил. - Библиогр.: с. 108-117 (78 назв.). - 500 экз. - ISBN 978-5-88303-699-5 : 250 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: В учебном пособии рассмотрены теоретические основы цифрового маркетинга: проанализированы различные подходы к определению "цифровой маркетинг" ведущих отечественных и зарубежных ученых; описаны ключевые цели и задачи продвижения в цифровой среде. Приведены различные модели комплекса маркетинга, а также определены ключевые тенденции развития цифрового маркетинга в современной рыночной конъюнктуре. Большое внимание в учебном пособии отведено вопросу составления маркетингового плана с применением современных моделей планирования, ключевым составным элементам и процессу формирования стратегии маркетинга в цифровой среде. В пособии перечислены наиболее востребованные инструменты продвижения товаров и услуг в цифровом маркетинге с описанием механизма функционирования каждого из инструментов. Учебное пособие соответствует требованиям федеральных стандартов высшего образования.
|
34. Котлер, Филип (американский экономист и маркетолог ; 1931-). Маркетинг 6.0 : будущее за иммерсивностью, слиянием цифрового и физического миров / Филип Котлер, Айвен Сетиаван, Хермаван Картаджайя ; [перевод с английского В. Г. Шереметьевой]. - Москва : БОМБОРА : Эксмо, 2024. - 238, [1] с. : ил. - (Атланты маркетинга). - Пер. изд.: Marketing 6.0: the future is immersive / Philip Kotler, Hermawan Kartajaya and Iwan Setiawan. - 2024. - 5000 экз. - ISBN 978-5-04-200465-0 : 500 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: "Маркетинг 6.0" - это выход за рамки привычных концепций. Филип Котлер, всемирно известный гуру маркетинга, рассказывает о метамаркетинге - подлинном слиянии цифрового и физического миров, которое порождает интерактивный и захватывающий клиентский опыт. Этот подход рассчитан на поколения Z и Альфа, набирающие сегодня покупательскую способность. Вы узнаете как: продавать через формат коротких видео и стримов; выпускать новые продукты и транслировать ценности с помощью ИИ; сделать клиентский опыт поколений Z и Альфа более привлекательным; использовать пять органов чувств для продвижения своего бренда. Метамаркетинг - ключ к победе в конкурентной борьбе за клиента.
|
35. Кузьмицкий, Михаил Михайлович. Команда как продукт : практическое руководство по созданию и управлению продуктовой командой в IT / Михаил Михайлович Кузьмицкий, Владимир Александрович Пулион. - [Екатеринбург] : Издательские решения. По лицензии Ridero, 2024. - 193 с. : ил. - Тираж не указ. - ISBN 978-5-0064-9266-0 : 500 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Мы рады приветствовать тебя на страницах нашей книги, которая станет настоящим ключом к успешному строительству эффективных продуктовых команд в сфере ИТ. Книга поможет посмотреть на проблемы в командах под разными ракурсами, в каждом из которых ты найдешь для себя как важные лайфхаки, так и весьма очевидные, но только на первый взгляд ситуации. Цель книги - поделиться с тобой нашими знаниями и опытом работы с командами, которые создают цифровые продукты.
|
36. Лукичёва, Татьяна Алексеевна. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / Т. А. Лукичёва, И. В. Воробьева, Т. А. Лезина, М. Ф. Колесникова [и др.]. - . - 2-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2025. - 386 с. - (Высшее образование). - URL: https://urait.ru/bcode/560612 (дата обращения: 04.04.2025) . - Режим доступа: Электронно-библиотечная система «Юрайт» , требуется авторизация. - ISBN 978-5-534-16503-6 : 1889.00 р. Аннотация: В курсе подробно рассматриваются теоретические и практические вопросы маркетинга, его современное понимание и особенности применения, методы анализа внешней среды предприятия, оценки привлекательности рынков, конкурентоспособности товаров и фирмы, эффективности различных маркетинговых мероприятий. Издание содержит большое количество интересных примеров, иллюстрирующих реальную деятельность различных предприятий и организаций. Теоретическая часть дополнена обширным практикумом по каждому разделу, содержащим разнообразные задания — контрольные вопросы, ситуационные задания, кейсы, что позволит студентам самостоятельно проверить и закрепить полученные знания и навыки. Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс предназначен для подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям, однако изложенный в нем материал может быть также полезен аспирантам, преподавателям маркетинговых дисциплин, учащимся курсов повышения квалификации и специалистам-практикам. |
37. Маркетинговое сопровождение инноваций в цифровой экономике: теория и практика / Д. Н. Пантелеев, Е. А. Березина, А. А. Созинова [и др.] ; Вятский государственный университет (ВятГУ). - Киров : ВятГУ, 2022. - 200 с. : ил. - Библиогр.: с. 164-199 (505 назв.). - 500 экз. - ISBN 978-5-98228-255-2 : 150 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: В работе рассматриваются проблемы использования маркетингового инструментария в инновационной деятельности предприятия в условиях цифровой экономики. Монография предназначена для специалистов-маркетологов, студентов и руководителей предприятий.
|
38. Митякин, Вадим Викторович. Метод параноика : принципы создания цифровых продуктов для бизнеса в условиях неопределенности / Вадим Митякин. - . - Новое изд. . - Москва : БОМБОРА, 2025. - 377, [1] с. : ил. - (Бизнес. Как это работает в России). - 2000 экз. - ISBN 978-5-04-204893-7 : 700 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Работа над уникальными цифровыми продуктами - высший пилотаж проектного управления. Вадим Митякин, предприниматель и бизнес-консультант, систематизировал свой опыт и опыт своих коллег за последние 30 лет работы, чтобы предложить новый подход к созданию цифровых продуктов - "Метод параноика". Эта модель берет свое начало в проектах для таких компаний, как Яндекс, Майкрософт, VISA и Сбер, а еще Литрес, Коммерсант, Связной и многих других. Благодаря этому методу вы поймете, как построить работу в условиях высокой неопределенности и использовать продюсерскую модель формирования команд индивидуально под каждый проект.
|
39. Шуваев, Ярослав Александрович. Менеджмент цифрового продукта : от идеи до идеала : бережливая разработка, agile и scrum, цифровой маркетинг, стратегия и тактика / Ярослав Шуваев. - Москва : БОМБОРА ; Москва : Эксмо, 2024. - 319, [1] с. : ил. - (Библиотека цифровой трансформации). - Библиогр.: с. 317-319 (26 назв.). - 2000 экз. - ISBN 978-5-04-184655-8 : 400 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Цифровизация меняет потребительские услуги и промышленные процессы, проникая во все аспекты нашей жизни, а информационно-технологические компании становятся лидерами в своих отраслях. Традиционные отрасли также включаются в цифровую трансформацию, разрабатывая программное обеспечение для собственных нужд. Успех в этой среде требует управления жизненным циклом цифровых продуктов в условиях быстро меняющегося рынка, конкуренции и постоянного развития. Как управлять такими проектами, знает Ярослав Шуваев, эксперт по корпоративным инновациям с более чем 10-летним опытом преподавания UX/UI-дизайна и продакт-менеджмента, основатель shuvaev.com. Независимо от того, в какой точке карьеры вы находитесь, "Менеджмент цифрового продукта" предоставит вам ценные знания и инструменты для успешной адаптации и роста в эпоху инноваций.
|
Нейросети и искусственный интеллект для бизнеса
40. Агеев, Александр Иванович. Применение нейротехнологий в глобальных социальных коммуникациях, международном бизнесе, науке и госуправлении : мировые тенденции и опыт Китая : учебное пособие / Агеев А. И., Логинов Е. Л., Шкута А. А. ; Институт экономических стратегий. - Москва : ИНЭС, 2021. - 65 с. : ил. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Из содерж.: Нейроуправление как стратегический тренд развития мировой экономики ; Технологии нейроуправления ; Лидер в нейротехнологиях - Минобороны США (DARPA) ; Перспективные стартапы в мировой экономике: интеграция человеческого мозга и искусственного интеллекта ; Проекты "Нейронет" за рубежом и в России ; Ключевые мировые тренды применения нейротехнологий ; Китай: стратегический тренд использования нейроинформационных технологий для воздействия на социум ; Обеспечение социальной стабильности в Китае путем интеллектуального многопараметрического мониторинга и цифровой идентификации людей, событий, поступков ; Современные российские разработки в сфере информационных технологий управления социально-экономическими и политическими процессами. - 600 экз. - ISBN 978-5-93618-288-4 : 100 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: В учебном пособии рассматриваются глобальные тенденции развития нейроуправления как стратегического тренда развития мировой экономики. Подробно описаны мировые тренды применения нейротехнологий в глобальных социальных коммуникациях, международном бизнесе, науке и госуправлении. Проанализирован опыт Китая по обеспечению социальной стабильности путем интеллектуального многопараметрического мониторинга и цифровой идентификации людей, событий, поступков. В доступной форме изложены методы формирования в сознании стандартизированного китайца образа квази-реальности, выгодного китайскому государству. Учебное пособие предназначено для руководителей и специалистов органов госуправления и корпоративного менеджмента, а также, может быть полезно для научных работников, аспирантов и студентов.
|
41. Агравал, Аджей (канадский экономист). От предвидения к власти : как ИИ-прогнозирование трансформирует экономику и как использовать его силу в своих целях / Аджей Агравал, Джошуа Ганс, Ави Голдфарб ; перевод с английского Эльвиры Кондуковой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2024. - 398 с. : ил. - Библиогр. в примеч.: с. 356-392. - Пер. изд.: Pover and prediction. The disruptive economics of artifical intelligence / Ajay Agrawal, Joshua Gans and Avi Goldfarb. - 2022. - 2000 экз. - ISBN 978-5-00214-381-8 : 500 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: С развитием искусственного интеллекта глобальная трансформация ожидает все сферы экономики: финансы, медицину, машиностроение, производство, торговлю. ИИ-прогнозирование становится главным инструментом власти и умножения прибыли. Эта книга адресована каждому лидеру, который хочет найти новые возможности в эпоху глобальных системных трансформаций и использовать технологии в своих целях.
|
![]() 42. Агравал, А. Искусственный интеллект на службе бизнеса : как машинное прогнозирование помогает принимать решения / А. Агравал, Д. Ганс, А. Голдфарб ; перевод с английского Екатерины Петровой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 334 с. : ил. - Парал. тит. л. англ. - Библиогр.: с. 307-329 (172 назв.). - Пер. изд.: Prediction machines : the simple economics of artificial intelligence / A. Agrawal, J. Gans, A. Goldfarb. - Boston, 2018. - 3000 экз. - ISBN 978-5-00146-411-2 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: Прогнозирование — одна из составляющих искусственного интеллекта. На множестве практических примеров авторы рассказывают, как прогнозирование влияет на стратегии бизнеса.
|
![]() 43. Берджесс, Эндрю. Искусственный интеллект - для вашего бизнеса : Руководство по оценке и применению : Практическое пособие / Э. Берджесс. - Москва : Интеллектуальная Литература, 2021. - 232 с. - ISBN 9-785-907274-81-5 : Б. ц. Аннотация: Консультант по цифровой трансформации и роботизации Эндрю Берджесс семь лет помогает компаниям внедрять ИИ. В своей книге он без «воды» и сложных терминов рассматривает такие практические функции ИИ как распознавание образов обработку естественного языка и прогнозирование иллюстрируя их кейсами компаний из разных отраслей. Книга будет интересна как предпринимателям которые только задумываются о перспективах использования ИИ так и тем кто хочет применять его более эффективно. |
44. Болдычева, Алла Григорьевна. Нейросети и искусственный интеллект в управлении предприятием : учебное пособие / А. Г. Болдычева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). - Курск : Университетская книга, 2024. - 155 с. : ил. - Библиогр.: с. 145-155 (91 назв.). - 500 экз. - ISBN 978-5-907941-66-3 : 280 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: В учебном пособии, рассматриваются актуальные тенденции применения нейросетей и искусственного интеллекта для управления предприятием. Подробно рассматриваются технологий искусственного интеллекта в бизнес-аналитике, а именно: анализ больших данных для оптимизации бизнес-процессов; логистика и управление ресурсами с помощью искусственного интеллекта; применение чат-ботов и виртуальных ассистентов; вопросы внедрения и поддержки технологий искусственного интеллекта. В учебном пособии изучаются возможности применения и развития нейросетей и искусственного интеллекта в промышленном производстве и в маркетинге. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 38.04.01 и 38.04.02, изучающих дисциплину "Цифровые технологии в управлении".
|
![]() 45. Бутл, Роджер. Искусственный интеллект и экономика : Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин : Научно-популярная литература / Р. Бутл. - Москва : Альпина ПРО, 2023. - 424 с. - ISBN 978-5-206-00065-8 : Б. ц. Аннотация: Современные технологии стремительно меняют наш мир но насколько верно утверждение что искусственный интеллект повлияет и на наши жизни? Британский экономист Роджер Бутл основатель и генеральный директор Capital Economics крупнейшей в Европе консалтинговой компании в области макроэкономики как раз дает ответ на этот важный вопрос. В увлекательной и доступной манере без злоупотребления специальными терминами автор рационально объясняет как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас а точнее как она повлияет на экономику инфляцию распределение богатств и власти способы обучения и работы наш досуг и многое другое. Эта книга объяснит вам суть такого явления как искусственный интеллект и поможет подготовиться к уже недалекому инновационному будущему. |
46. Марр, Б. Искусственный интеллект на практике : 50 кейсов успешных компаний / Бернард Марр, Мэтт Уорд ; перевод с английского Екатерины Петровой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 316 с. : ил. - Парал. тит. л. англ. - Алф. указ.: с. 272-280. - Библиогр.: с. 282-316. - Пер. изд.: Artificial intelligence in practice : how 50 successful companies used artificial intelligence to solve problems / Bernard Marr, Matt Ward. - 2019. - 2000 экз. - ISBN 978-5-00146-802-8 : 260 р. - Текст : непосредственный. Аннотация: Эта книга о том, как использовать искусственный интеллект в бизнесе и работе. Вы поймете, что он означает для современного бизнеса и какую роль играет в преображении нашего мира. Под обложкой вы найдете 50 реальных примеров компаний со всего мира, которые используют ИИ в своей ежедневной работе.
|
47. Рындина, Светлана Валентиновна. Внедрение технологий искусственного интеллекта в бизнес-процессы : учебное пособие / С. В. Рындина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Пензенский государственный университет (ПГУ). - Пенза : Изд-во ПГУ, 2024. - 106, [1] с. : ил. - Библиогр. в конце кн. (116 назв.). - 28 экз. - ISBN 978-5-907807-22-8 : 170 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Рассмотрены технологии искусственного интеллекта и особенности их внедрения в бизнес-процессы. Издание подготовлено на кафедре "Цифровая экономика" ПГУ и предназначено для обучающихся по направлениям подготовки 38.03.05 "Бизнес-информатика" (дисциплины: "Моделирование бизнес-процессов", "Бизнес-аналитика на основе больших данных", "Электронный бизнес и основы интернет-маркетинга") и 38.03.01 "Экономика" профиль "Цифровая экономика" (дисциплина "Интернет-технологии и электронный бизнес").
|
48. Халилов, Дамир. ChatGPT на каждый день : 333 промта для бизнеса и маркетинга / Дамир Халилов. - Москва : Альпина Паблишер, 2024. - 306, [1] с. : ил. - 2500 экз. - ISBN 978-5-9614-9782-3 : 350 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: Книга поможет понять, как эффективно использовать ChatGPT для развития своего бизнеса. Книга - кладезь готовых инструментов для огромного количества как начинающих предпринимателей, так и профессионалов экстра-класса.
|
![]() 49. Янсити, Марко. Оцифруйся или умри : как трансформировать компанию с помощью искусственного интеллекта и обойти конкурентов / Марко Янсити, Карим Лахани. - Москва : БОМБОРА™ : Изд-во "Эксмо", 2021. - 316 с. : ил. - Библиогр.: с. 284-299 - Алф. указ.: с. 309 - 316. - Пер. изд.: Competing in the age of AI. Strategy and leadership when algorithms and networks run the world / M. Insiti, K. R. Lakhani. - 1500 экз. - ISBN 978-5-04-120368-9 : 260 р. - Текст (визуальный) : непосредственный. Аннотация: То, что сегодня происходит в бизнесе, сродни индустриальной революции начала 19-го века. Двести лет назад компании, не сумевшие перейти от ручного труда к машинному, были задавлены более расторопными конкурентами. Сейчас бизнес оказался перед аналогичным выбором: меняйся или умри, внедряй искусственный интеллект или сдавай позиции. Эта книга- полноценный гид по цифровизации компаний самых разных уровней. Марко Янсити и Карим Лахани, профессоры МВА Гарвардской школы бизнеса, провели масштабное исследование на более чем 350 предприятиях, включая Amazon, Netflix, Walmart, Fidelity. На большом количестве кейсов авторы объясняют, как искусственный интеллект меняет концепцию компании, становится главным оружием в конкурентной борьбе, в считанные месяцы превращает скромный стартап в лидеры рынка, предъявляет к руководителям новые требования
|
Статьи по теме
Рекомендованные по теме ресурсы открытого доступа
Агафонова, Т. В., Пирогова, С. В. Цифровизация бизнес-процессов / Т. В. Агафонова, С. В. Пирогова. – Текст : электронный //Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - Т.12. - №1. - С.26-29. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-biznes-protsessov (дата обращения: 25.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека cyberleninka.ru
Аннотация: В статье представлены примеры внедрения цифровых технологий в различные сферы экономической деятельности. Рассматривая различные варианты внедрения современных цифровых технологий, авторы говорят о том, что это приводит к цифровой трансформации бизнес-процессов в различных сферах социальной и экономической жизни общества. Данная трансформация бизнес-процессов является основным этапом при переходе от рынка предложения к рынку кастомезированного спроса, к клиентоориентированности
Акбашева, Н. Р., Уразбахтина, Л. Р. Влияние цифровизации бизнес-процессов на финансовые результаты деятельности предприятия / Н. Р. Акбашева, Л. Р. Уразбахтина. – Текст : электронный // MODERN SCIENCE. - 2023. - №5-2. - С.10-14. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53850061 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В статье рассмотрено влияние цифровизации бизнес-процессов на повышение финансовых результатов предприятия. Дано определение понятиям цифровизация, финансовый результат, отмечены основные направления управления финансовыми результатами в условиях цифровизации экономики. Проведен анализ преимуществ и перспектив применения цифровых технологий, приведен успешный опыт цифровизации бизнеса российских компаний и показано ее влияние на эффективность бизнес-процессов, финансовый результат и повышение конкурентоспособности предприятия.
Василенко, И. А. Бизнес-процессы в условиях цифровизации / И. А. Василенко. – Текст : электронный //Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №3-1(97). - С.33-37. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-protsessy-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 25.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека cyberleninka.ru
Аннотация: За последние несколько лет в мире с невероятной скоростью развивается цифровизация, причем во всех сферах общества. Такая тенденция определяет для предприятий различные пути совершенствования, то есть компаниям приходится внедрять в свою деятельность цифровые технологии для нормального функционирования в экономике. Бизнес-процессы должны быть адаптированы к условиям цифровизации, иначе организации могут не выдержать конкуренции на рынке. В этом и заключается актуальность исследования. В данной статье рассматриваются пути развития бизнес-процессов в условиях цифровой экономики, а также проанализированы внутренние затраты предприятий на использование цифровых технологий. В исследовании определены основные аспекты управления бизнес-процессами в современных условиях; выявлены проблемы, возникающие при переходе на цифровые технологии и рассмотрены инструменты повышения эффективности бизнес-процессов в условиях цифровизации экономики. Адаптация бизнес-процессов под цифровые тренды экономики позволяет компаниям успешно конкурировать на рынке.
Дорошкевич, А. А. Особенности управления персоналом малого бизнеса в условиях цифровизации экономики / А. А. Дорошкевич. – Текст : электронный //Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №5-1(99). - С.190-196. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54025903 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: Научная статья посвящена особенностям управления персоналом малого бизнеса в условиях цифровизации экономики. Объектом исследования выбрана система управления персонала в малом и среднем предпринимательстве. Актуальной проблемой для экономики малого бизнеса является состояние здоровья персонала во время рабочего дня, их обучаемость и повышение квалификации в условиях цифровизации. Исследования выявили, что управление персоналом на малых предприятиях имеет ряд особенностей и проблем, которые необходимо учитывать при построении успешной системы управления персоналом. Для эффективного функционирования в условиях цифровизации экономики сфера управления персоналом в малом и среднем предпринимательстве должна быть научно обоснована и использовать передовые методы и технологические инновации, а также перекликаться с основными целями стратегии развития бизнес-процессов. Субъектам МСП следует учитывать множество факторов внешней и внутренней среды в связи с цифровизацией и проводить анализ экономической и социальной удовлетворенности персонала для успешного управления персоналом в современных цифровых условиях.
Иванова, Н. А. Особенности цифровизации бизнес-процессов / Н. А. Иванова. – Текст : электронный //Ученые записки российской академии предпринимательства. - 2022. - Т.21. - №4. - С.17-21. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50066981 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: Предметом исследования являются вопросы взаимосвязи цифровизации процессов и развития научно-технических программ при управлении бизнесом. Применяемые методы исследования - методы анализа, аналогии, сравнения и наблюдения. Авторы приходят к выводу, что ключевыми элементами анализа управления бизнес-процессами являются цифровые платформы. Необходимо уметь цифровизировать бизнес-процессы с целью максимизации прибыли.
Измалков, И. В., Поленникова, Г. И., Татаренко, Л. Ю. Цифровизация процессов учета в контексте развития экономики в современных условиях: проблемы и влияние на бизнес-процесы / И. В. Измалкова, Г. И. Поленникова, Л. Ю. Татаренко. – Текст : электронный //Вестник алтайской академии экономики и права. - 2023. - №6-1. - С.47-54. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54044729 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: Цифровизация процессов учёта актуально в настоящее время, так как приводит к значительному улучшению эффективности и точности учёта в различных сферах деятельности. С помощью цифровых технологий можно значительно ускорить и автоматизировать процессы учёта, что позволит сократить затраты на персонал и снизить вероятность ошибок. Основных проблем внедрения цифровых технологий в учёт связаны с необходимостью модернизации технической инфраструктуры, а также повышением квалификации персонала, который будет работать с новыми системами. Кроме того, могут возникать проблемы с конфиденциальностью и безопасностью информации при её хранении в электронном виде. Однако внедрение цифровых технологий в учёт может иметь значительное положительное влияние на бизнес-процессы. С помощью автоматизации процессов можно существенно улучшить планирование, контроль и анализ финансовых потоков. Автоматический учёт позволяет точно отслеживать движение денежных средств, снижать риски ошибок и сокращать временные затраты на решение операционных вопросов. В данной статье рассматриваются проблемы и влияние на бизнес-процессы цифровизация учета в контексте развития экономики в современных условиях. Будут рассмотрены основные проблемы, связанные с внедрением в процесс учета, а также преимущества, которые эта технология может принести для бизнеса.
Калинина, О. В., Васильев, А. С., Иванов, А. К. Цифровизация бизнес-процессов: современные тенденции и новейшие технологии / О. В. Калинина, А. С. Васильев, А. К. Иванов. – Текст : электронный //Экономика и управление: проблемы, решения. - 2025. - Т.2. - №1(154). - С.177-184. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80301141 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции и новейшие технологии, применяемые для цифровизации бизнес- процессов. Основное внимание уделяется таким подходам, как автоматизация процессов, роботизация (RPA), использование искусственного интеллекта (AI), машинного обучения (ML), Интернета вещей (IoT), больших данных (Big Data), облачных вычислений (Cloud Computing), ERP-систем, блокчейна и аналитики данных. Приведены преимущества, риски и возможности совместного использования данных подходов. Статья подчеркивает важность интеграции этих технологий для повышения эффективности и точности управления бизнесом. В статье также рассмотрены примеры успешной интеграции перечисленных технологий в различных отраслях, что позволяет оценить их эффективность на практике. Особое внимание уделяется анализу возможных рисков и способов их минимизации при внедрении цифровых решений. Обсуждаются перспективы дальнейшего развития цифровизации в контексте глобальных экономических изменений и перехода к Индустрии 4.0. В рамках исследования использовались методы анализа и синтеза, а также систематизация и обобщение данных, полученных из практического опыта применения указанных технологий в бизнесе. Данное исследование подчеркивает важность интеграции указанных технологий для повышения эффективности и точности управления бизнес- процессами, а также акцентирует внимание на том, что успешное внедрение цифровых технологий требует комплексного подхода и учета возможных рисков.
Калицкая, В. В., Рыкалина, О. А., Степанова, Л. А., Моисеенко, С. Л. Цифровизация финансового учета. Требования законодательства и возможности бизнеса / В. В. Калицкая и др. – Текст : электронный //Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - №9-2. - С.212-221. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49543486 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В данной статье рассмотрены возможности использования IT-технологий для автоматизации бухгалтерского и управленческого учета в современных условиях. Повсеместное внедрение предпринимателями цифровых технологий по учету хозяйственных операций, связанных с ведением бизнеса, предполагает передачу финансовых документов, информации быстро и точно, с высокой степенью достоверности. Цель исследовать возможность автоматизации бухгалтерского и управленческого учета используя платформу «1С: Бухгалтерия предприятия 3.0 с расширением ЭДО». С 2022 года при ведении бухгалтерского учета переход на электронный документооборот определен требованиями законодательства. В статье представлен анализ нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления электронного документооборота на коммерческом предприятии, и компьютерных программ, позволяющих его осуществить. Сформулированы положительные и отрицательные моменты использования электронного документооборота с использованием программы 1С и сделаны соответствующие выводы.
Луховская, О. К., Туртин, Д. В., Рамазанов, Д. И., Кочеткова, Т. С. Компьютерное моделирование оценки эффективности бизнес-процесса управления продажами в условиях цифровизации экономики региона / О. К. Луховская и др. – Текст : электронный //Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - №5-1. - С.45-53. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45793547 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В статье сфера торговли рассматривается как бизнес-процесс, цифровизация которого представлена на примере процесса управления продажами торгового предприятия Ивановского региона. Предлагаемая компьютерная модель управления продажами в торговой организации позволит на основе анализа данных спроса, цены рассчитать цену равновесия, что позволит торговым предприятиям принимать эффективные решения в области ценовой политики направленные на увеличение прибыли. Практические расчеты с использованием данной компьютерной модели показали, что у торговой организации имеются реальные возможности для увеличения объема продаж и прибыли. Предлагаемую модель рекомендуется применять как инструмент оценки бизнес-процессов управления продажами как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и в экономике сферы торговли региона в целом. Практическое применение предлагаемой компьютерной модели управления продажами позволит определить стратегические ориентиры в развитии торговых процессов экономики региона и спрогнозировать вероятность их достижения в условиях цифровизации бизнеса.
Лю, Я. Развитие и тенденции цифровизации управления бизнес-процессами / Я. Лю. – Текст : электронный //Лидерство и менеджмент. - 2023. - Т.10. - №3. - С.915-928. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54316195 (дата обращения: 25.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: Информационные и цифровые технологии играют важную роль в управлении бизнес-процессами, и сейчас, с бурным развитием науки и техники, на волне Индустрии 4.0 наблюдаются новые тенденции к использованию цифровых и информационных технологий в области BPM. Управление бизнес-процессами и связанные с ним дисциплины развиваются уже четыре десятилетия, однако до сих пор ощущается недостаток публикаций, разъясняющих процесс развития цифровых технологий в BPM. Целью данной статьи являются представление высокоуровневого обзора процесса цифровизации и развития цифровых технологий в области управления бизнес-процессами и анализ новых тенденций учеными и студентами, изучающими менеджмент и информатику. Особое внимание уделяется новой тенденции - гиперавтоматизации, поэтому архитектура ее реализации представлена в данной работе.
Мандрон, В. В., Будаев, Н. С., Потоцкая, А. А., Сидорина, Т. Н. Трансформация системы цифровизации бизнес-процессов в банке ВТБ (ПАО) / В. В. Мандрон и др. – Текст : электронный //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2021. - №2. - С.70-79. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46176034 (дата обращения: 25.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В статье подробно рассматривается развитие автоматизации бизнес-процессов в Банке ВТБ (ПАО). Представлен обзор информационных технологий банка по таким ключевым направлениям, как искусственный интеллект, анализ больших данных, машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, оптическое распознавание, робототехника, роботизация процессов, блокчейн, чат-боты. Проанализирована динамика основных показателей деятельности финансового института, представлена оценка показателей, характеризующих динамику изменения капитала, чистой прибыли и рентабельности банка. Установлено, что стратегическими направлениями развития бизнес-процессов в Банке ВТБ (ПАО) являются построение передовой операционно-технологической платформы, повышение уровня цифровизации банковского бизнеса, лидерство на рынке финансовых услуг по ряду экосистем, создание высокорезультативной организации и культуры, а также рост клиентоцентричности бизнес-модели. Проиллюстрированы блок-схема трансформации Банка ВТБ за 2020-2022 г., целевой вариант IТ-архитектуры банка. Изменения IТ-архитектуры - один их этапов стратегии цифровой трансформации банка. Согласно целям стратегии Банка ВТБ (ПАО), 100 % финансовых сервисов должны стать доступны клиентам в онлайн-режиме.
Нигай, Е. А. Процесс цифровизации бизнеса: от точечной оцифровки бизнес-процессов к цифровой трансформации / Е. А. Нигай. – Текст : электронный //Этап: экономическая теория, анализ, практика. - 2022. - №2. - С.134-145. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48496829 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В статье представлена последовательность уровней, которые проходит бизнес в процессе цифровизации, приведены предпосылки их смены, определяющие перспективы и возможные проблемные аспекты перехода на каждый последующий этап. Развитие бизнес-систем всегда предполагает движение от старого к новому, от прошлого к будущему, от простого к комплексному. В отношении процесса цифровизации бизнеса также применим этот подход, предполагающий осознание как текущего, исходного состояния, так и желаемой, ожидаемой цели. Цифровое развитие, как и любое другое, характеризуется бесконечностью и цикличностью: достижение поставленных целей сменяется формулированием новых. Оптимальность траектории цифрового движения обеспечивается за счет четкого понимания факторов, последовательности шагов, предпосылок перехода, методов цифровой трансформации.
Омельченко, О. М., Кондратьев, Д. А. Цифровизация как способ улучшения бизнес- процессов в сфере доставки питания / О. М. Омельченко, Д. А. Кондратьев. – Текст : электронный //Актуальные вопросы современной экономики. - 2023. - №5. - С.478-485. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54380631 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: При повышении популярности сервисов по доставке питания усиливается конкуренция, для поддержания которой не обойтись без современных технологических и технических решений. Актуальность темы связана с ежегодным и регулярным ростом рынка доставки, появлением новых способов передачи еды (курьеры на самокатах и велосипедах, роботы, квадрокоптеры) и необходимостью цифровизации бизнес-процессов. Цель исследования - анализ имеющихся популярных продуктов в сфере доставки, объяснение внедрения цифровизации, оценка рисков и преимуществ, а также прогноз перспективы такого решения. В статье мы пытаемся выяснить, действительно ли каждая компания по доставке еды нуждается в цифровой трансформации. Кроме того, поможет ли она открыть новые возможности роста, сохранить собственную клиентскую базу и не позволить превратиться в филиалы крупнейших агрегаторов.
Павлов, П. В., Защитина, Е. К., Карагодина, А. В. Новые форматы ведения бизнеса под влиянием цифровизации / П. В. Павлов, Е. К. Защитина, А. В. Карагодина. – Текст : электронный //Международная экономика. - 2020. - №10. - С.10-23. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44693123 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В статье рассматриваются новые форматы ведения бизнеса компаниями, которые появляются в связи с цифровизацией во всех экономических сферах деятельности. Представленные результаты проведенного исследования позволяют проанализировать изменение бизнес-моделей компаний по отраслям (наибольшее внимание уделено банковской сфере, торговле, энергетическому сектору, сектору автомобилестроения) и сопоставить объемы выручки и прибыли компаний, активно использующих в своей деятельности преимущества цифровизации бизнеса и опаздывающих с их внедрением или отказывающихся от них.
Петрова, Л. А., Кузнецова, Т. Е. Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов / Л. А. Петрова, Т. Е. Кузнецова //Финансовый журнал. - 2020. - Т.12. - №3. - С.91-101. - https://elibrary.ru/item.asp?id=43032520 (дата обращения: 25.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В статье представлены ключевые аспекты развития банковского сектора в условиях цифровизации - тренды развития цифровых технологий банка, изменения под их влиянием бизнес-процессов, банковских продуктов и услуг, моделей обслуживания и развития собственной экосистемы. Проведенное исследование определило, что цифровая трансформация среды и бизнес-процессов будет являться главным направлением развития любого бизнеса, в том числе и банковского. Более того, развитие банковской системы на основе использования сквозных технологий позволит решить многие проблемы. Например, такие сквозные технологии, как машинное обучение, искусственный интеллект, блокчейн, Р2Р-кредитование, робоэдвайзинг ускорят проведение технологических изменений, персонализируют предложения, увеличат скорость банковских операций, повысят точность расчетов, снизят риск умышленного искажения отчетных данных. При постановке и решении задач использовались методы анализа, моделирования и аналогии. В результате исследования было определено понятие цифрового банка, выявлены проблемы и перспективы применения цифровых технологий в банковском секторе, предложены основные направления для достижения успеха при цифровой трансформации среды и бизнес-процессов в банке.
Самерханова, Е. Р., Найденков, В. И. Цифровизация бизнес-процессов: проблемы и перспективы развития / Е. Р. Самерханова, В. И. Найденков. – Текст : электронный //Парадигмы управления, экономики и права. - 2021. - №2(4). - С.104-110 . - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47376015 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В статье рассмотрена актуальность цифровизации бизнес-процессов. Освещен переход офисных сотрудников на удаленный формат работы в период пандемии COVID-19. Проанализированы положительные и отрицательные стороны удаленной работы. Рассмотрен формат функционирования гибридного офиса. Проанализированы основные проблемы перехода на удаленный режим, а также перечислены основные принципы перехода к современному формату организации офисной работы. Определены перспективы удаленной работы в российских реалиях
Тельнов, Ю. Ф., Казаков, В. А., Брызгалов, А. А., Федоров, И. Г. Методы и модели обоснования прикладных сценариев цифровизации производственных и бизнес-процессов сетевых предприятий / Ю. Ф. Тельнов и др. – Текст : электронный //Бизнес-информатика. - 2023. - Т.17. - №4. - С.73-93. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=58802892 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: Цель исследования заключается в разработке онтологических и экономических методов обоснования прикладных сценариев цифровизации производственных и бизнес-процессов в зависимости от выбираемых типов бизнес-моделей и цифровых платформ. Для решения поставленной задачи применяется методы классификации, онтологического инжиниринга, функционально-стоимостного анализа, анализа денежных потоков доходов и расходов. В статье представлен анализ сценариев цифровизации предприятий в зависимости от видов производственных и бизнес-процессов, используемых типов бизнес-моделей и цифровых платформ. Построена онтологическая модель цифровой трансформации предприятия, обеспечивающая выбор прикладных сценариев цифровизации производственных и бизнес-процессов для различных типов бизнес-моделей и цифровых платформ. Предлагается экономическая модель обоснования вариантов построения прикладных сценариев цифровизации производственных и бизнес-процессов в зависимости от распределения ролей участников сетевого взаимодействия с использованием методов функционально-стоимостного анализа затрат и анализа денежных потоков
Тупиков, К. Н. Основные причины цифровизации бизнес- процессов как стратегия развития для малого и среднего бизнеса / К. Н. Тупиков. – Текст : электронный //Вестник науки. - 2024. - Т.3. - №3(72). - С.147-151. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63300516 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В работе рассмотрены основные причины цифровизации бизнес-процессов на предприятиях, рассказано о важности данного процесса для компаний среднего и малого сегмента, затронута тема дефицита кадрового резерва.
Тюрина, Д. А., Крюкова, А. А. Цифровизация бизнеса в России / Д. А. Тюрина, А. А. Крюкова. – Текст : электронный //Индустриальная экономика. - 2023. - №1. - С52-57. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-biznesa-v-rossii (дата обращения: 25.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека cyberleninka.ru
Аннотация: В статье рассматриваются основные исторические этапы цифровизации России, особенности и проблемы, возникающие в ходе ее становления. Сформулировано понятие цифровизации. Проанализировано место России в мире на цифровой арене. Выявлены затраты на развитие цифровой экономики и изучено влияние пандемии COVID-19 на нее. Проведен анализ компании «Яндекс» и ее цифровизации в каждом сегменте деятельности.
Яковлева, Е. А., Виноградов, А. Н., Александрова, Л. В., Филимонов, А. П. Роль технологий искусственного интеллекта в цифровой трансформации экономики / Е. А. Яковлева и др. – Текст : электронный //Вопросы инновационной экономики. - 2023. - Т.13. - №2. - С.707-726. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54060710 (дата обращения: 24.04.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к применению методов искусственного интеллекта для решения задач цифровой трансформации экономики в сегменте поддержки и обеспечения традиционных бизнес-процессов промышленных предприятий в части создания совершенно новых бизнес-моделей и идей для умного правительства. В статье раскрываются новые пути применения технологий искусственного интеллекта в цифровой экономике. Статья включает анализ особенностей технологии искусственного интеллекта с точки зрения их интеграционных возможностей в обработке данных для государственного управления, требуемой цифровой зрелости предприятия и влияния технологий на результаты деятельности компании, вклада к повышению ее ценности и добавленной стоимости в процессе цифровизации. Статья будет интересна участникам процесса цифровизации, сотрудникам компаний, отвечающим за ее проведение, архитекторам и проектировщикам информационных систем.